Исторические пословицы

История возникновения пословиц

Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Источник: http://DetskiyChas.ru/rasskazy/istoriya_poslovits/

История пословиц и поговорок

Содержание

Введение

История пословиц и поговорок

Русские пословицы и поговорки.

Китайские пословицы.

Японские пословицы

Корейские пословицы

Литература

Введение

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folk lore». Оно значит «народная мудрость», «народное знание».

Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа.

В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ.

Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутами народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это «мудрость многих, остроумие каждого».

В условиях древнего общества, когда не существовало средств материального закрепления мысли – письменности, обобщение и закрепление трудового опыта, житейских наблюдений в устойчивых словесных формулах было жизненной необходимостью.

Еще на первых стадиях общественного развития вырабатывались определенные правила человеческого общежития, морально-этические понятия и нормы общества, которые также оформлялись в виде пословичных суждений, выполняя роль неписаных законов и правил.

История пословиц и поговорок

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа.

Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам.

Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов, а так же произведения, вышедшие из классического Востока, в определенной степени пополнили состав восточных пословиц.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах.

Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут).

Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма).

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда.

Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились, ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. До бога высоко, до царя далеко – такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было только на собственные силы.

В самые тяжелые времена народ не переставал мечтать о воле (В каменном мешке, а думка вольна), о расправе над своими хозяевами (Есть и на черта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой жизни (Будет и на нашей улице праздник). Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе.

Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани.

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции.

Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, вес трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда.

Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет – у нас нет никаких условий.

Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками.

Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый могилы не стоит.

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В начале XII века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погибоша, аки обре (погибли как обры). Речь шла об обрах, или аврах, которые нападали на словянские племена и покорили некоторые из них, но в конце VIII века были разбиты.

Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб как швед над Полтавой, – которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословице: Пропал, как француз в Москве.

После свержения царизма в 1917 году возникло изречение: Погиб без славы как орел двуглавый.

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист. Раньше всегда говорили: Один в поле не воин.

У наших солдат она зазвучала по-новому: Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: С миру по нитке – голому рубаха; Врет как сивый мерин- записаны в таком виде: С миру по нитке – Гитлеру веревка; Врет как сивый Геббельс.

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками.

Счастливые часов не наблюдают; Как не порадеть родному человеку; Молчалины блаженствуют на свете; Не поздоровиться от эдаких похвал; Числом поболее, ценою подешевле – вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц.

Любви все возрасты; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно – все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи.

Человек, восклицающий: Есть еще порох в пороховницах! – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.А.

Крылов, Опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал не мало пословичных выражений (А Васька слушает, да ест; А воз и ныне там; А слона-то я и не приметил; Услужливый дурак опаснее врага; Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?). Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

Собрание начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца XVII века пословицы печатаются уже отдельными книгами.

В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа», вошло около 30 000 текстов.

С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным.

Источник: https://pdnr.ru/a20908.html

Откуда пошли некоторые пословицы и поговорки на Руси

Постоянно встречаю в своей френд-ленте и различных сообществах подобные контенты. “Откуда пошло…”, “10 признаков того что….” и так далее. Наверное, это поднимает рейтинг. Я тоже хочу рейтинг, поэтому – присоединяюсь:

Отложить в долгий ящик. На самом деле не в “долгий”, а в “долговой”.

После Смутного Времени, во времена Царя Алексея Михайловича, крестьяне только-только начинали выходить из нищеты и разорения. Многие наделали долгов, расплатиться по которым значило остаться без пропитания. Их основные кредиторы – бояре и дворяне – из человеколюбческих побуждений часто эти долги прощали.

Даже возникла специальная процедура: суть ее в том, чтобы не уничтожать “писчую” (долговую расписку), потому что это документ, а к документам на Руси издревле относились с благоговением, а отложить ее в деревянный специальный ящик, в котором она так и останется лежать “на века”.

В наше время археологи частно находят подобные “долгие ящики”, которые сильно обогащают наши знания о прошлом. Один из самых известных “долгих ящиков” был найден в Москве, на месте сгоревшего терема бояр Слащевых.

Не садись не в свои сани. В допетровские времена на Масленицу в поместьях часто устраивали народные гуляния с гонками на санях. Знаменитые “тройки”! Заведовал организацией праздника лично барин, который распределял кого в какие сани сажать.

Большим позором считалось не выполнить волю барина и напутать, в какие сани садиться. Община осуждала ослушника, что могло привести даже к печальным последствиям.

С тех пор предупреждение “не садись не в свои сани” стали говорить тем, кто много возомнил о себе и ищет места не по достоинству.

Баба с возу – кобыле легче. На Руси издревле чтили отцовский закон: мужчина – глава семьи, а женщина – покорна мужу. Женщины занимались домашним трудом, полностью полагаясь во внешних делах на своего защитника и покровителя – мужа.

Однако во времена Алексея Михайловича к старинной Руси присоединились огромные территории Малороссии, ныне называемые Украиной. Там люди долгое время жили вне влияния отцовского благочестия, которое активно разрушалось поляками и татарами.

Читайте также:  Яблоко от яблони недалеко падает: смысл пословицы, значение

Доходило до того, что малороссийские мужчины позволяли “жинкам” заправлять делами, что выражалось и в том, что они выезжали, например, на ярмарку. Помните знаменитую “Сороченскую ярмарку”? Естественно, когда произошло воссоединение, благочестие стало возвращаться на малоросскую землю.

Когда мужчина после долгого нахождения “под каблуком” сам начинал “править”, в том числе и повозкой, говорили “кобыле легче”, то есть, на самом деле, “лехше” – не так стыдно, что ей управляла женщина.

Работа не волк – в лес не убежит. Поначалу единственной возможностью услужить барину для крестьянина была работа в поле – на пашне. Со временем выделились так называемые “дворовые”, специально занимающиеся только барской охотой. Дел здесь было много, и дела эти требовали опыта и знаний, не в пример примитивному крестьянскому труду.

Один из самых любимых видов охоты была травля волка. Волка ловили заранее и определяли на задний двор усадьбы, чтобы гончие собаки могли к нему как следует принюхаться. Перед самой охотой волк выпускался, и барская охота могла взять его след прямо от усадьбы.

Волк сбегал в лес, где свежий воздух и лизая скачка наводил румянец на щечки господских дочек и приводил в хорошее настроение Хозяина и его гостей. Естественно, честь поймать или убить волка доставалась только знатным охотникам, дворня же, после того, как волк убегал, оставалась не у дел, на подхвате. Ее работа с выпуском волка заканчивалась.

Поэтому и стали говорить крестьянам: не сиди, мол, работай – не убежит в лес твоя работа, далеко тебе до специалистов-дворни, знай свое дело!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Эта пословица вызывает недоумение больше всего. Какой труд имеется ввиду – ведь ловить рыбу сегодня считается удовольствием и отдыхом? Ответ скрывается в истории России между Петром Первым и Николаем Вторым.

Тогда иностранцы ненавидели Россию, боялись ее и стремились всячески ей навредить ничуть не меньше, чем сейчас. Поэтому крестьяне жили бедно, их рацион был скуден, и рыбка из пруда была хорошим дополнением к нему.

Но как быть – ведь пруд в поместьях принадлежал барину, который часто сам любил в него уду помокать? Постепенно сложился такой обычай: крестьянам позволялась ловля рыбы в пруду после того, как они полностью отработают барщину.

Труд на барщине был совсем легким и необременительным, но все-таки – труд. Так и повелось с тех пор: потрудись сначала, сделай общее дело, а потом и рыбку себе лови!

Собака на сене. Как это не удивительно, но вовсе не на сене, а на “Сене”. Поговорка эта пошла от известной французской реки, ее история такая же, как знаменитая история про “бистро”. Когда в 1913 году в Париж вступили байкальские казаки, перед ними встал вопрос о фураже (еде) для лошадей.

Они стали спрашивать у местных – где, мол, сено. Местные слова “сено” не знали, зато они очень хорошо знали название своей реки. На нее казакам и показали. Когда казаки подъехали к одному из мостов на реке, их встретил злющий пес, местная парижская легенда, который никого через мост не пропускал.

Казаки не захотели убивать верное своим инстинктам животное, но проехать как-то надо было. Тогда они доложили своему офицеру, который был дворянином, прекрасно  владеющим французским языком – он уладил вопрос с хозяином собаки, а заодно и разобрался, что имелось ввиду под словом “Сена”.

А казаки долго потом вспоминали эту собаку, единственную из всех французов оказавшую хоть какое-то сопротивление русским, и тем самым завоевашую их уважение.

Вспоминаем ее и мы, да только истоков этого воспоминания не ведаем, подразумевая вульгарное деревенское сено, а не название завоеванной нашими предками французской реки.

Белый. Белый гриб, белый свет. Слово “белый” всегда подразумевало светлое начало, выделяющееся “породой” из своего окружения. Сформировалось такое отношение совсем недавно, уже на стыке 19-20 века, перед так называемыми “русскими революциями”. В это время в села стали приезжать городские учителя, интеллигенция.

Как правило, это были всякого рода нигилисты, социалисты, народники. Они приезжали не просто так, но проповедовать свои тлетворные для русского сердца учения. Естественно, крестьяне приняли их недоверчево, а часто и открыто враждебно. В душе русского народа сохранялся идеал святости царской власти.

Иногда крестьяне даже поднимали бунты, которые властям приходилось строго усмирять, потому что бунт есть бунт, тяжкое непослушание, с какими бы благими целями он не совершался. Тем не менее, в мозгу у людей осталось, что “белый гриб – царь грибов”, поскольку белый цвет прочно ассоциировался с монархией.

Потом Белыми стали себя называть борцы за народ и отечество…

Кому на Руси жить хорошо. Из курса школьной литературы мы знаем, что это выражение придумал Некрасов – так он назвал свою знаменитую поэму.

Однако само название это представляет собой полемический ответ на древнюю народную присказку – “На Руси жить хорошо!” Некрасов как бы уточняет, кому именно хорошо, подразумевая, что другим, мол, плохо.

Тем самым он вбивает клин между различными сословиями, издревле жившими в гармонии и добродетели. Вот и жили мы на Руси хорошо, пока не пришел Некрасов и такие же, как он!

Источник: https://ru-polit.livejournal.com/9986021.html

Презентация на тему ” История России в пословицах и поговорках”

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация на тему ” История России в пословицах и поговорках”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Исследовательский проект на тему: ”История России в пословицах и поговорках” Работу выполнили: ученицы 6’б’ класса МОУ СОШ №15 Резниченко Валерия Лопатина Валерия Ларина Кристина Руководитель: Черкашина А.Д. учитель русского языка и литературы.

2 слайд Описание слайда:

Цель проекта: -Расширение знаний учащихся по истории России по средствам пословиц и поговорок. -Знакомство с отдельными группами пословиц и поговорок отражающих историю России.

3 слайд Описание слайда:

Задачи проекта: 1-Собрать информацию об истории возникновения пословиц и поговорок. 2-Выяснить ,как в разные времена история России повлияла на тематику пословиц и поговорок. 3-Уточнить сходство и различие пословиц и поговорок. 4-Раскрыть значение некоторых из них.

4 слайд Описание слайда:

Продукт Выпуск брошюры с иллюстрациями.

5 слайд Описание слайда:

Ход работы

6 слайд Описание слайда:

Главный вопрос! -Как исторические события в России повлияли на пословицы и поговорки?.

7 слайд Описание слайда:

Пословицы -это народные изречения, в которых отражен многовековой социально-исторический опыт народа. Они имеют устойчивую, лаконичную, ритмически организованную форму и поучительный смысл. Например: рыбу ловят удочкой , а человека словом .

8 слайд Описание слайда:

поговорки -это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Например : Амбар крепок, да углы худы.

9 слайд Описание слайда:

Отличие пословицы от поговорки. * Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как “Семь пятниц на неделе” или “Пол”, это и есть поговорки.

10 слайд Описание слайда:

В каком-то отношении пословицы можно назвать исторической памятью народа. В них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства.

11 слайд Описание слайда:

Результаты опроса

12 слайд Описание слайда:

Мы выяснили ,что … Нашествие татаро-монгольских завоевателей обострило чувство связи с родной землей. Многочисленные патриотические пословицы русского народа восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи», «Бей сполох, татарин идет!», «Злее зла честь татарская».

13 слайд Описание слайда:

Битва на Куликовом поле в 1380 году. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. 6

14 слайд Описание слайда:

О победе русского оружия при петре 1 напоминает пословица- “Пропал, как швед под Полтавой”

15 слайд Описание слайда:

Многочисленны пословицы, возникшие во время отечественной войны 1812 года. «Приехал Кутузов бить французов» «На француза и вилы ружье» «Голодный француз и вороне рад» «Отогрелся в Москве, а замерз на Березине»

16 слайд Описание слайда:

О царском манифесте 17 октября 1905 года с обещанием свобод говорит пословица Хорош манифест: мертвым свободу,живых-под арест.

17 слайд Описание слайда:

Революционные события в России начала 20 века породили пословицы и поговорки, нашедшие распространение среди рабочих. “Боже, возьми царя, он нам не нужен.”

18 слайд Описание слайда:

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов старинные патриотические пословицы получили новую жизнь и были взяты на вооружение. «С миру по нитке- Гитлеру веревка «Врёт как, сивый Геббельс»

19 слайд Описание слайда:

Своя земля и в горсти мила; В бою за родину и смерть красна

20 слайд Описание слайда:

Вывод 1. Пословицы и поговорки русского народа разнообразны. 2.

Истоки этого жанра связаны с историей народа, отражающей героическое прошлое, борьбу русского народа за свободу, народное мышление, национальную культуру, отношение к жизни, к труду многих поколений людей. 3.

Не зная истории происхождения пословиц и поговорок ,трудно понять их значимость для русского человека в разные исторические эпохи, нельзя считать себя грамотным . Изучение пословиц и поговорок – необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи.

21 слайд Описание слайда:

Источники Информации 1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. 3-е изд. М.: Просвещение, 1987. С.116. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 1984, С166. 3.Розенталь Д.Э. Справочник лингвистических терминов. М.

: Просвещение, 1992. С.468. 4. Пословицы .Поговорки. Загадки/ Сост., авт А.Н.Мартынова, В .В.Митрофанова .-Современник, 1986г 8. http://pribautka.ru proverbdahi/128.html 9. htt://zanimatira.narod.ru/RFI.htm 10. http://www.frazbook.ru 11. http://indianzummer.

ru  

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-istoriya-rossii-v-poslovicah-i-pogovorkah-642432.html

История происхождения пословиц и поговорок, и их развитие

В древности в школах дети учились писать палочкой на сырых глиняных дощечках короткие формулы народной мудрости – пословицы. Они есть практически у каждого народа. Так с поколения в поколение передавался полезный жизненный опыт.

Например, пословица “Любишь кататься – люби и саночки возить” объясняет, что жизнь человека не может состоять только из удовольствий и забав – каждому лёгкому мгновению игры, радости, наслаждения предшествует большой и кропотливый труд.

Пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” говорит о том, что нам надо быть внимательными к тому, что мы говорим другим людям, сначала обдумать то, что нужно сказать, и лишь потом произносить это вслух, чтобы никогда не сожалеть о невпопад сказанной фразе, которая могла обидеть другого человека. Как видим, большинство пословиц имеют прямое и переносное значение.

В Европе сборники пословиц уже составляли около тысячи лет назад. Почти тридцать таких рукописных трудов сохранились до нашего времени: они были созданы в ХІІІ – начале ХV в. Иногда сборники пословиц иллюстрировали – тогда пословица служила подписью к рисунку.

Темы пословиц очень разнообразны. Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль насчитал 179 тематических групп пословиц: о судьбе, счастье, богатстве и бедности, любви, чтении и т. д. Как видим, темы пословиц охватывают все аспекты жизни людей.

Однако в пословицах важна не только тема (о чём?), но и то, насколько метко и ёмко эта тема раскрыта одним предложением.

Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь говорил о пословицах: “В них всё есть – издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящее и задирающее за живое”.

Каждый народ слагал пословицы на родном языке. Очень часто пословицы, созданные на разных языках, выражают одну и ту же мысль, хотя звучат при этом по-разному. Вот, например, посмотрите, как соотносятся русские и украинские пословицы о дружбе.

Русская пословица Украинская пословица
Друг дороже денег. Вірний приятель – то найбільший скарб
Друзья познаются в беде. При горі та в лиху годину пізнай вірну людину
Не в службу, а в дружбу. Не з неволі, а з приязні.

Вы, конечно, заметили, что на другой язык, даже очень близкий, пословицы не переводятся дословно. Это потому, что в каждом языке сформировались целые устойчивые выражения, которые в другом языке отсутствуют.

К примеру, многим английским пословицам соответствуют пословицы такого же смысла на других языках. Более того, одна и та же пословица при переводе может иметь несколько абсолютно правильных соответствий.

Лучше маленький огонь, который нас согреет, чем большой, который нас сожжёт.
Всем брат – никому не брат.Приятелей много, да друга нет.И много друзей, да нет дружка.
Early to bed and early to rise makes a man heathy, weathy and wise. Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживёт.

К пословицам близки так называемые крылатые слова и выражения – краткие фразы из произведений писателей, философов, а также из мифов, кинофильмов, других произведений искусства.

Читайте также:  Числа в пословицах и поговорках с картинками

Например, похожая на пословицу фраза “Надежда – это сон наяву” принадлежит древнегреческому мудрецу Аристотелю (384-322 гг. до н. э.

); фраза “А Васька слушает да ест” – из басни Ивана Крылова “Кот и Повар”, которая означает, что один говорит, а другой не обращает на это никакого внимания. В отличие от пословицы у крылатого выражения есть конкретный автор.

От пословицы нужно отличать поговорку, которая когда-то, возможно, была частью пословицы, а потом стала существовать самостоятельно.

Например, поговорка “Слово не воробей” когда-то была частью пословицы “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”; поговорка “Ложка дёгтя в бочке мёда” образовалась из пословицы «Ложка дёгтя бочку мёда портит”.

Как видим, пословица содержит законченное суждение, в ней есть поучительный вывод, обобщение сказанного. Поговорка же является частью суждения, она даёт яркую, меткую оценку событию или человеку, но не заключает в себе назидания, поучения.

Великолепный знаток пословиц и поговорок В. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”.

Пословица – краткое и меткое народное выражение с поучительным смыслом: “Хлеб – всему голова”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Под лежачий камень и вода не течёт”.

Поговорки – краткое и меткое народное выражение, в котором без назидания оцениваются события или человек: “Молчание – золото”, “Погнаться за двумя зайцами”.

Поговорка
Часть сужденияЭмоциональная оценка Законченное суждение Поучительный смысл

Каждый народ в пословицах и поговорках отражает свой быт, свои взгляды на мир, что можно видеть в группировании пословиц по национальной принадлежности. В то же время пословицы и поговорки разных народов могут освещать общую тему. Чтобы убедиться в этом, прочитайте пословицы и поговорки, подобранные на основе национального и тематического единства.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/11/blog-post_27.html

Отражение истории России в пословицах, поговорках и крылатых выражениях народов Крыма | Русский язык и литература | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Автор: Курдельчук Наталья Григорьевна

Организация: ГБОУ СОШ №11

Населенный пункт: г. Севастополь

Отражение истории России и Крыма в пословицах, поговорках и крылатых выражениях разных народов

Ни в одном жанре литературного творчества так ёмко и так точно не отражены мировоззрение, социальный опыт и история народа, как в пословицах, поговорках, крылатых выражениях. Запечатлевая исторические события, пословица не раскрывает их причин и последствий, а лишь указывает на факт, образно дополняет его картину.

Неслучайно, К.Маркс и Ф.Энгельс, изучая историю России, опирались на русский фольклор, как на достоверный источник информации о различных исторических явлениях, выражающий к тому же чётко и лаконично отношение человека к происходящему. В пословицах отражалось типичное в жизненных явлениях и событиях.

В пословице мораль, особенности национального характера, быта, труда, мудрость и жизненный опыт облечены в форму поучения, наставления, иронического замечания. Веками накапливая в слове огромные богатства человеческой мысли, пословицы, по словам М.

Горького, «образцово формируют весь жизненный, социально-исторический опыт народа».[1]

Используя пословицы в речи, мы часто не задумываемся об их происхождении, сроке давности, истинном значении. «Крепок орешек, сразу не раскусишь», «От одной спички трижды не прикуривают», «Стоит, как вкопанная», «Пройти между двух огней».

Не каждому известно, что приведённые пословицы являются историческими: одна возникла в период правления Петра I (взятие крепости Нотебург-Орешек, 1702), другая – периода Крымской войны (1854-1856 гг.

, при осаде Севастополя матросы приметили, что англичане, имея на вооружении дальнострельные штуцерные ружья, ночью по первому курильщику примечали цель, по второму прицеливались, по третьему стреляли), третья – восходит к периоду правления Алексея Михайловича(1663г.

), когда по его указу женщин за убийство мужа вкапывали по шею живыми в землю; четвёртая – ко временам Золотой орды.

Ни одно столетие живут пословицы у разных народов. Они передаются из поколения в поколение. В памяти народа сохраняется богатейший исторический материал, зафиксированный в малых фольклорных жанрах.

Многие русские пословицы, поговорки, сказания дошли до нас в устной форме, некоторые сохранились в списках летописей, воинских повестей, в житиях, уложениях, судебниках и других документах.

«Честная смерть лучше, чем позорная жизнь» (Дмитрий Донской «Сказание о Мамаевом побоище», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина»). Пословицы и поговорки народов Крыма дошли до наших дней в сборниках меджума и джонк.

Интересен факт, что у караимов соблюдалась традиция вести семейный рукописный сборник-мэджума. К меджума относились как к семейной реликвии, сборник дописывался новыми поколениями, сохраняя и передавая по наследству народную мудрость предков. Подобные сборники фольклора – джонк (в переводе – свиток) создавались у крымских татар и крымчаков.

«Не смотри на белизну чалмы, мыло-то, наверное, в долг куплено» (Аталар сӧзи – слова отцов). «Гвоздь подкову спасет, подкова – коня, конь – храбреца, храбрец – родину» (Крымскотатарская пословица). «Где вера – там любовь; где любовь – там мир; где мир – там благословение; где благословение – там Бог; где Бог – там нет нужды» (шпрух крымских немцев).

Изучение пословиц даёт богатейший материал для изучения истории народа. Многие пословицы универсальны, и по прошествии лет мы используем их в речи в первозданном виде, в их прямом значении без изменений. В языке немало пословиц, которые утратили первоначальный смысл, но, обретя новое значение, они активно функционируют в речи. («Крепкий орешек», «Не стой, как вкопанная», «Между двух огней»).

Многие пословицы трансформировались в связи с изменением социальных и бытовых условий, исторических событий. Особенно ярко это явление отражалось в периоды, связанные с защитой Родины.

Русская пословица «Волков бояться – в лес не ходить» при Петре I для воинского устава была перефразирована как «Пульки бояться – не идти в солдаты»; пословица «На безрыбье и рак – рыба» в период Отечественной войны 1812 года преобразовалась в бойкое изречение «На француза и вилы – ружьё».

Суворовское правило: «Стреляй редко, да метко» в годы Великой Отечественной войны звучало: «Снайпер стреляет метко, но редко»; пословица «С миру по нитке – голому рубаха» приобрела вид: «С миру по нитке – Гитлеру верёвка»; пословица «Один в поле не воин» исправлена на: «Если по-русски скроен, и один в поле воин».

В связи с требованием времени некоторые пословицы дополнялись новым содержанием, перекраивались на новый лад. «Расспрашивая, отыщешь Константинополь» – «Язык до Киева доведёт»; «Не куёт железо молот, куёт кузнеца голод» – «Не топор тешет, а плотник» – «Пишут не пером, а умом» – «Не пуля убивает, а тот, кто стреляет».

Во все времена народные изречения восхваляют доблесть и славу воинства, защитников родной земли, патриотизм народа, любовь к Отечеству и высмеивают трусость, предательство.

Поговорки и пословицы, используемые в литературе, не всегда понятны современному школьнику и без дополнительной информации, содержащей историческую справку или ссылку на определённую эпоху, могут быть не замечены, пропущены или неправильно истолкованы.

«Беда, аки в Родне» (о голоде, который испытала дружина князя Ярополка в 980 году), «Было дело под Полтавой» (о победе русских войск при Петре I над шведами), «Москва от искры загорелась» (пожар в Москве 1443 г. от свечи в церкви св.

Николы на Песках; 1737 – от свечи в доме Милославского); «Русский воин-исполин дважды брал Берлин» (имеется ввиду 1760 г. и 1813 г., а не май 1945 года).

Не менее интересны и требуют кропотливой работы пословицы и поговорки, в которых упоминается Крым и крымские топонимы.

История Крыма неразрывно связана не только с историей России, но и с историей развития политических и экономических отношений между народами, в разные периоды населяющими полуостров, и их соседями; нашла широкое отражение в пословицах и поговорках русского, украинского, крымскотатарского и других народов. Приведём примеры пословиц и поговорок, отражающих исторические события на территории Крыма.

Говоря о длительном невыполнении поручения, мы часто используем выражение: «Ты в Крым, за солью ездил?». Почему «в Крым» и почему «за солью»? В выражении отразилась история соледобычи, насчитывающая более трёх тысяч лет. Крымская соль считалась лучшей.

За соль, вывозимую из Крыма, приходилось расплачиваться золотом или кровью. Дело было прибыльное, но нелёгкое и долгое. Занимались им отчаянные, смелые казаки, которых «крымцы» прозвали чумаками (возчиками), а дорогу в Крым – Чумацкой.

Хорошо вооружённая ватага чумаков сопровождала возы, запряжённые волами, животными выносливыми, но неспешными.

С присоединением Крыма к России и появлением здесь железной дороги история «чумацкого шляха» завершилась, но её отражение укоренилось в фольклоре народов, населявших Крым: украинском, русском, караимском, крымскотатарском.

Караимские поговорки «Орнын тузы, тозы, харпузы» (Ор славен солью, пылью и арбузами), «Дорога Ора не зарастёт травой» (то, чем пользуются постоянно, сохраняется дольше) [3] также отражают историю добычи «кефинской соли».

Ор – старое название посёлка Перекоп на севере Крыма.

Более двух столетий назад прекратил существование торговый путь через Крым, но в народной памяти живо упоминание о караванах, некогда тянущихся с юга на север полуострова. «Собака лает, караван проходит, кто не замечает, умным ходит», – говорит крымскотатарская пословица.

В молодёжном сленге крымчан часто можно услышать выражение «галимый товар», «галимое дело», но вряд ли сегодня юное поколение задумывается о значении этого выражения.

Словом «галимая» запорожские казаки называли соль из Московии, которую смешивали с большим количеством галита (каменной соли).

Крымская морская соль ценилась выше и обладала лучшими вкусовыми качествами, хотя на вид была темнее и крупнее.

Пословицы «Азов не о сте глазов, а Крым не крив» и «Крым не крив, Азов не о сте шагов» отражают события, предшествовавшие присоединению Крыма к России в XVIII веке.

Турецкая крепость Азов в устье Дона, закрывала выход в море донским казакам, поэтому обладание Азовом для казаков было жизненно необходимым. Отсюда они могли контролировать переправы, безопасные для вторжения в пределы Московии крымских и ногайских орд.

Эта пословица говорит о том, что нельзя переоценивать свои силы и недооценивать врага, нельзя за всем усмотреть, тем более, если противник силён.

Отбив татарский или нагайский набег, казаки не раз и сами отправлялись к туркам или крымцам показать свою удаль в отмщение за их кровавые набеги на Русь, отбить православных пленных и невольников.

К этому периоду относится казачьи пословицы «Казачья доля – биться с погаными в поле», «И татарин косой не рад встрече с полосой (саблей)», «Хоть степь обманчива, да добыча заманчива», «Либо дуван делить, либо назад не быть», «Казак на расправу скор, врагам один приговор».

Набеги казаков на Крым были опустошающими. Особенно погромными отмечены походы Х.Миниха и П.Ласси (1736-1738 гг.). Возможно, к этому периоду относятся пословицы «Сытость пшённого супа, как дружба преследующего казака» и поговорка «Чай, испугавшийся казака» (очень светлый).

Не исключено, что в пословице «Алай булай Крымские песни, там их и тресни» [5] речь идет о заключении Кючук-Кайнарджийского договора. В переводе с татарского «Алай-булай» – так и не так; да и нет.

Крымцы не хотели уступать указанные в договоре города и продолжали нападать на русские войска, начавшееся по всему Крыму восстание было подавлено с помощью русских войск. Вскоре хан Шахин Герай отрёкся от престола, а Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма, Кубани и Тамани к России.

Эта пословица говорит, что решение надо принимать сразу, не откладывать решение проблемы на долгое время.

Времена «очаковские» и «покорения Крыма» стали темой афоризма из комедии «Горе от ума» А.Грибоедова как нечто устаревшее, давнее.

Расстояние от Крыма до северной столицы более 2000 верст, и преодолеть его было не так просто. Трудности этого пути отражала пословица «Гонец из Крыму, что таракан из дыму».

После присоединения Крыма к России изменилось и содержание пословиц. Среди караимских находим: «Казака прихода не страшитесь, за топоры браться не спешите», «Назначили петуха Сулеман Пашой» (когда на должность назначают недостойного человека).

О трусах и неопытных бойцах говорит караимская поговорка «Знамя, не видевшее Ора» [3] (знамя, которое не побывало в бою).

Крымский хан в понимании русского человека остался образом отрицательным. Негативную окраску имеют пословицы «Добредет, как хан до Крыма» [2] (еле ноги волочит, как разбитый после набега), «Большой в дому, как хан в Крыму» [3] (ни в чём ему нет отказа, ведёт себя нагло, беспардонно).

Каждый исторический период приносит свои пословицы и поговорки. В период Крымской войны 1854-56 гг.

, с «лёгкого» пера корреспондентов газеты «Таймс», родилось выражение «Тонкая красная линия», которое отражало отчаянную попытку английского командования сдержать натиск русских кавалеристов.

Выстроив солдат в шеренгу не по четыре (как требовала тактика ведения боя), а по два человека, им удалось растянуть фронт, образовав тонкую линию, которая из-за цвета мундиров выглядела красной.

Поговорка «Врангель под Перекопом бежал от нас галопом» родилась в годы Гражданской войны. О подвигах моряков-черноморцев в период Отечественной войны напоминают пословицы «Знает враг, как бьётся черноморский моряк», «В бескозырке смерть не берёт», «Тельняшка – вторая кожа матроса».

Читайте также:  Пословицы и поговорки о народе

Подводя итог сказанному, следует отметить, что, являясь продуктом речи, пословицы и поговорки зачастую пронизаны разговорной, но бойкой, острой и ёмкой лексикой, что придаёт им лёгкость, лаконичность и точность. Они тонко реагируют на все изменения, происходящие в социуме под влиянием истории и времени, и отражают мировоззрение народа.

Использованные источники:

  1. Горький М.. Собр. соч. Т. 24. М. 1953, стр. 4931
  2. Даль В.И.. Пословицы русского народа / В.И.Даль. – Москва, 2005. – С.616.
  3. Полканов Ю. А. Къырымкъарайларынъ аталар-созы. Пословицы и поговорки крымских караимов / Ю. А. Полканов. – Бахчисарай, 1995. – С.78.
  4. Полканова А. Пословицы и поговорки крымских караимов (караев) – важный источник знаний о этнокультуре // [электронный ресурс] http://kale.at.ua/publ/poslovicy_i_pogovorki_krymskikh_karaimov_karaev_vazhnyj_istochnik_znanij_o_ehtnokultury/1-1-0-121

(последнее обращение 05.04.2017)

Источник: http://www.1urok.ru/categories/14/articles/3270

Цитаты об истории, об истории пословицы

История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. Марк Туллий Цицерон

русские пословицы о русской рече

Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование. Сэмюэл Батлер

сани заранее готовить надо пословица

Признак недоброжелательного характера историка — стремление из двух или многих версий рассказа всегда отдавать предпочтение той, которая изображает исторического деятеля в более мрачном свете. Плутарх

урок по теме пословицы

Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума. Иоганн Готфрид Гердер

пословица где есть слово мудрость

История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины. Гай Плиний Цецилий (младший)

пояснение пословицы делу время а потехе час

История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди обладали чем-либо, что хотели иметь люди сильные и образованные, первые всегда уступали это по доброй воле. Марк Твен

русские народные пословицы о песнях

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов. Дени Дидро

пословица от слово голова

смысл пословицы человек без родины как птица гнезда

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину. Жозеф-Эрнест Ренан

прикольные пословицы о барменах

Мы всегда готовы рассказать одну и ту же историю дважды — но не услышать ее дважды. Уильям Гэзлитт

немецкие пословицы о

Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем — не бояться какой бы то ни было правды. Марк Туллий Цицерон

русские пословицы о доме

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Мигель де Сервантес Сааведра

украинские пословице о труде

Возможно более точное описание того, что никогда не случилось, — неотъемлемая привилегия и специальность историка. Оскар Уайльд

восточные пословицы и афоризмы

История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся. Шарль Луи Монтескье

психологический смысл русских пословиц

Что такое история человечества как не предлинное повествование о невоплотившихся замыслах и несбывшихся надеждах? Самюэл Джонсон

пословицы на немецком языке про дом

В истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой. Дени Дидро

башкирская пословица в радости знай мер

История народов, угнетенных деспотами, — это всего лишь сборник анекдотов. Никола-Себастиан Шамфор

пословицы про дружбу и друзей

Старинные историки преподносят нам восхитительный вымысел в форме фактов; современный романист преподносит нам скучные факты под видом вымысла. Оскар Уайльд

Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Николай Васильевич Гоголь

смысл пословицы доброе слово и кошки приятно

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://po.mirtesen.ru/blog/43312637323

Тема: История возникновения пословиц и поговорок в России. Автор информационного проекта: Кадира Диана Тарасовна Мурманская область, г. Гаджиево НОШ 279, – презентация

1 Тема: История возникновения пословиц и поговорок в России. Автор информационного проекта: Кадира Диана Тарасовна Мурманская область, г. Гаджиево НОШ 279, 4-в класс Научный руководитель Масиянская Е.А.<\p>

2 Цель: Познакомиться с историей возникновения пословиц и поговорок в Росси. Развитие интереса к чтению, к истории своей страны. Задачи: Проанализировать научную информацию по теме «Русские народные пословицы и поговорки» Проанализировать научную информацию по теме «Русские народные пословицы и поговорки» Определить, как в живой речи используются пословицы и поговорки. Определить, как в живой речи используются пословицы и поговорки.Гипотеза: Могу предположить, что история возникновения пословиц и поговорок связана с событиями, которые происходили в России в различные времена. Могу предположить, что история возникновения пословиц и поговорок связана с событиями, которые происходили в России в различные времена.Актуальность: В речи русского народа часто звучат пословицы и поговорки. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает наше представление о народе, создавшем их. В речи русского народа часто звучат пословицы и поговорки. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает наше представление о народе, создавшем их. Методы исследования: Изучение теоретической литературы Изучение теоретической литературы Классификация знаний Классификация знаний Систематизация материала Систематизация материала<\p>

3 В речи русского народа часто звучит пословица – краткое, но меткое изречение, отражающее явления жизни и имеющее поучительный смысл. В речи русского народа часто звучит пословица – краткое, но меткое изречение, отражающее явления жизни и имеющее поучительный смысл. Назидательный характер пословицы выражается то в виде притчи, то в виде житейского приговора,Например, жизнь людей в Поморье повествуют пословицы: За морошкой – нужны хорошие ножки; Была бы рыба, а хлеб будет; В воду не лезть, – и рыбы не есть. Назидательный характер пословицы выражается то в виде притчи, то в виде житейского приговора,Например, жизнь людей в Поморье повествуют пословицы: За морошкой – нужны хорошие ножки; Была бы рыба, а хлеб будет; В воду не лезть, – и рыбы не есть. Наряду с пословицей употребляется и поговорка – образное лаконичное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Например: Коса – девичья краса; В тесноте, да не в обиде; Поживём – увидим. Наряду с пословицей употребляется и поговорка – образное лаконичное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Например: Коса – девичья краса; В тесноте, да не в обиде; Поживём – увидим.<\p>

4 Знакомство с пословицами и поговорками обогащает наше представление о народе, создавшем их. В этих образных и выразительных изречениях сохраняются свидетельства об исторических событиях прошлого. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает наше представление о народе, создавшем их. В этих образных и выразительных изречениях сохраняются свидетельства об исторических событиях прошлого. Первое упоминание о пословицах встречается в летописях в виде политических правил у древлян и печенегов. Первое упоминание о пословицах встречается в летописях в виде политических правил у древлян и печенегов. Вот, например пословица о князе Игоре: «А ещё всё вводит волк об овце, то выносит всё стадо» (Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо.» Или О Князе Святославе: «Пойдёшь за чужим – своё утратишь.<\p>

5 В христианской эпохе России следует различать исторические периоды, где в пословицах и поговорках отражается дух того времени: Начиная от введения христианства в русский мир до нашествия монголов – период греческий. Начиная от введения христианства в русский мир до нашествия монголов – период греческий. Вот пример пословиц тех лет: Вот пример пословиц тех лет: Чья земля, того и хлеб. Чья земля, того и хлеб. Бог путь кажет. Бог путь кажет. Чья воля старее, та и правее. Чья воля старее, та и правее. «Судебник» Иоанна IV включал пословицу: Что бы в делах другу нежити, а недругу не мстите» «Судебник» Иоанна IV включал пословицу: Что бы в делах другу нежити, а недругу не мстите»<\p>

6 Период владычества татарского в разделённой России. История отражается в пословицах: История отражается в пословицах: Где хан, там и Орда. Где хан, там и Орда. Близ царя – близ смерти. Близ царя – близ смерти. Около царя, как около огня, ходя опалишься. Около царя, как около огня, ходя опалишься.<\p>

7 Период Московщины и России Пословицы этого периода: Бог на небе, а царь на земле; Судит Бог, да государь. Соединение Белой и Малой России приблизил европейский Запад к России. В это время появились многие переводные пословицы – латинские, немецкие и польские. Соединение Белой и Малой России приблизил европейский Запад к России. В это время появились многие переводные пословицы – латинские, немецкие и польские. Бьют Фому за Ерёмину Вину. Бьют Фому за Ерёмину Вину. Снявши голову, по волосам не плачут. Снявши голову, по волосам не плачут. По делам вору мука. По делам вору мука. Поговорки: Думу думать. Поговорки: Думу думать. Ума палата. Ума палата.<\p>

8 Самое первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу ХVIIвека. Это – «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту».Составитель его остался неизвестным, в собрание вошло свыше 2500 пословиц и поговорок. Великий русский учёный Ломоносов И историк Татищев были первыми в России, кто понял значение пословиц и поговорок народа для истории и науки о языке. А.С.Пушкин отражал в своём творчестве темы и образы пословично-поговорочной поэзии. Он обратил внимание на отрицательный смысл некоторых пословиц: «Кнут – не Архангел, души не вынет, а правду скажет».<\p>

9 В год отмены крепостного права стала возможность публикации самого значительного из всех сборников русских пословиц и поговорок – сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа». В него вошло свыше пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. В год отмены крепостного права стала возможность публикации самого значительного из всех сборников русских пословиц и поговорок – сборника В.И.Даля «Пословицы русского народа». В него вошло свыше пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора.<\p>

10 Знакомясь с данным жанром устного народного творчества, я отметила, что в пословицах и поговорках имеет отражение то, где живут люди и чем занимаются. Знакомясь с данным жанром устного народного творчества, я отметила, что в пословицах и поговорках имеет отражение то, где живут люди и чем занимаются. Приведу примеры пословиц и поговорок, употребляемых поморами Кольского края: Приведу примеры пословиц и поговорок, употребляемых поморами Кольского края: Ой, тоска: не клюёт треска! Ой, тоска: не клюёт треска! Всё дела да случаи совсем замучили. Всё дела да случаи совсем замучили. Хлеба край – и под елью рай; хлеба ни куска и в городе тоска. Хлеба край – и под елью рай; хлеба ни куска и в городе тоска. Видать сокола по полёту. Видать сокола по полёту. Без хозяина и дом – сирота. Без хозяина и дом – сирота. Гора с горою не сойдётся, а человек с человеком столкнуться. Гора с горою не сойдётся, а человек с человеком столкнуться.<\p>

11 В ходе исследования я выяснила, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как Всех дел не переделаешь. Или: У Бога дней впереди много: наработаемся. Всех дел не переделаешь. Или: У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая пословица «Век живи, век учись… заканчивается словами… И даже хорошо знакомая пословица «Век живи, век учись… заканчивается словами… дураком помрёшь.» дураком помрёшь.»<\p>

12 Выводы: Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию моей личности через самореализацию творческой деятельности. Проанализировав научную информацию по данной теме, я узнала: Художественный талант народа находил своё выражение и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка. Художественный талант народа находил своё выражение и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения за жизнью, над человеком, мудрость народа. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения за жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысливаются, появляются в ином виде. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысливаются, появляются в ином виде. В пословицах сохраняются свидетельства об исторических событиях прошлого. В пословицах сохраняются свидетельства об исторических событиях прошлого.<\p>

13 Благодарю Благодарю за внимание! за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1220783/

Ссылка на основную публикацию