Пословицы к сказке «лиса и журавль»

Пословицы и поговорки к сказке «Лиса и Журавль» (русская народная)

***

Народные сказки – истинная сокровищница накопленных веками мудрости и опыта многих поколений. Многие, очень многие люди впервые знакомятся с народными сказками в раннем детстве. И это очень правильно, ведь именно в детстве закладываются те основы культуры, которые человек пронесёт через всю жизнь.

Русская сказка «Лиса и Журавль» рассказывает о дружбе двух хитрюг, которые старались-старались друг друга перемудрить, да ничего у них не вышло. В общем, «как аукнулось, так и откликнулось». В нижеследующей статье сюжет известной сказки будет проиллюстрирован известными и не очень пословицами из копилок разных народов.

Итак, поехали!
Жили-были себе в одном лесу лиса и журавль. Хорошо жили, не тужили. Занимались каждый своими делами… А потом познакомились, и, так сказать, почувствовали родство душ, несмотря на сильные внешние различия. И стали друзьями. Дружили тоже хорошо, ровно.

Постепенно дружба их крепла – и однажды, когда у местной медведицы родился маленький медвежонок, лиса да журавль вместе вызвались его окрестить. А как окрестили – стали ещё ближе друг другу, ещё роднее. В Англии в таких случаях говорят: «Тот беден, у кого друзей нет».

И вот в один прекрасный день решила лиса попотчевать куманька вкусненьким. Позвала журавля в гости, на званный пир. Как говорят русские, «добр Мартын, коли есть алтын». Журавль обрадовался, тут же согласился. Назначили они, как водится, дату – и разбежались готовиться.

И вот в назначенный день и час пришёл журавль в гости к любимой подруге и куме. А лиса наварила каши манной да по тарелке размазала – и гостю дорогому подала.

Да не просто так подала, а с улыбкой саркастической да с шутками-прибаутками: мол, кушай, дорогой куманёк, сама готовила, старалась, от души! Себе, естественное дело, тоже каши вкусной положила, да так же по тарелке размазала – чтоб легенду не разрушать.

И вот приступили они к еде. Журавль носом клюёт да клюёт – а ничего достать не может. А лисица кашу слизывает с тарелки – да знай себе ещё подкладывает. Так рыжая всю кашу сама и съела.

Расплылась в сытой да довольной улыбке – и говорит журавлю: всё, мол, куманёк дорогой, пир окончен, потому как угощать тебя больше нечем. Глупо, конечно, лиса поступила, да и зачем ей это – непонятно.

Не зря ещё древние шумеры вопрошали: «Другу злом платишь – чем отплатишь недругу?» Да дело, видимо, просто в том, что «Дружба с ничтожным глупцом не может быть долгой» (древняя индийская пословица).

Что же журавлю делать? Поблагодарил он вредину сквозь зубы… А потом в голове промелькнула смутная идея. Потому что журавль-то на самом деле был далеко не дурак. Ещё древние евреи говорили: «Доброго нередко принимают за глупца». Но тут добряк очень сильно обиделся, и решил ответить вероломной подруге той же монетой. И пригласил он кумушку в гости с ответным визитом.

Дескать, пир так был хорош, что негоже оставаться неблагодарным столь радушной хозяюшке. А потом ушёл домой не солоно хлебавши – вынашивать план мести. Здесь нелишним будет привести в ироническом ключе вот какую английскую пословицу: «Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела».

Или осетинскую «Кому скажешь: «Добрый день!», тот не забудет сказать в ответ: «Доброй ночи!».

На следующий день пришла лиса к журавлю в гости с ответным визитом. И журавль радостно приглашает дорогую кумушку за стол. А на столе – окрошка. В кувшине с ну очень узким горлышком.

И говорит журавль лисе: кушай, кумушка, сам готовил, специально для тебя старался! Себе тоже окрошки налил в такой же кувшин.

Что делать — лиса не знает… Давай вокруг этого кувшина ходить, то лизнет его, то понюхает, то в горлышко язык просунуть старается – а ничегошеньки достать не может. А журавль доволен! И давай из своего кувшина клювом своим длиннющим вкусную окрошку хлебать.

В общем, журавль наелся, а лиса осталась ни с чем. Думала рыжая проказница за счёт казавшегося простодушным журавля набить желудок на неделю вперёд – а не вышло. Не зря казахи говорят, что «Все мысли голодного вокруг еды вертятся».

С тех пор не дружат лиса с журавлем. А всё потому, что «В дружбе важна честность» (лезгинская пословица).

Да и поругались они после этого крупно (в сказочный сюжет эта информация не входит, а элементарная логика подсказывает), потому как зачастую «Правду говорить – дружбу терять», утверждает пословица из копилки мудрости русского народа. А в китайской копилке есть похожая: «Взаимное доверие – это основа дружбы».

Мораль сказки такова: не всегда человек, который кажется простофилей, таковым и является. А если немного пораскинуть мозгами, то станет понятно, что журавль, в отличие от насквозь корыстной лисы, хороший друг. Как говорят на Алтае, «Без хорошего друга человек не знает своих ошибок».

Да только вряд ли лиса вынесла для себя из этой ситуации хоть какой-то опыт, сделала хоть какие-то выводы.

Увы, есть в мире категория людей, о которых говорят русские пословицы «Дурака учить – что мёртвого лечить» и «Глупость – беде соседка»; или ещё более точная «Глупый ртом глядит, брюхом слушает».

А казахи добавляют: «Дружба – богатство бесценное». Сказка про лису и журавля как раз призвана научить читателя ценить это бесценное богатство, а не разбазаривать его по пустякам.

Есть, конечно, известная российская пословица: «Дружба дружбой, но табачок – врозь». Но в этой ситуации она не работает. Потому что тупая корысть никогда не приводит ни к чему хорошему.

А дружба – она как стекло, разобьёшь – обратно не сложишь (российская пословица).

***     Внимание!  Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Лиса и Журавль»; краткое содержание сказки «Лиса и Журавль»; о том, чему эта сказка учит.

Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-lisa-i-zhuravl.html

Лиса и журавль

Русская народная сказка “Лиса и журавль” Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки “Лиса и журавль”

  1. Лиса, как обычно хитрая особа, готовая поживиться за чужой счет
  2. Журавль, простодушный, но умный и мстительный, нашел способ отплатить Лисе той же монетой.

План пересказа сказки “Лиса и Журавль”

  1. Приглашение Лисы
  2. Блюдо с манной кашей
  3. Приглашение журавля
  4. Два кувшина
  5. Дружба врозь

Кратчайшее содержание сказки “Лиса и журавль” для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Лиса зовет кума Журавля на обед
  2. Лиса угощает Журавля манной кашей с блюда
  3. Журавль голодный приглашает на обед Лису
  4. Журавль угощает Лису окрошкой в кувшине
  5. Журавль и Лиса ссорятся.

Главная мысль сказки “Лиса и Журавль”

Не делай другому плохого и тебе никто плохого делать не будет.

Чему учит сказка “Лиса и Журавль”

Эта сказка учит нас по доброму относится к другим людям. Учит быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.

Отзыв на сказку “Лиса и Журавль”

Эта народная сказка в образной манере рисует нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по отношению к другим людям. Это очень красивая и поучительная сказка.

Пословицы к сказке “Лиса и Журавль”:

Из текста сказки: Как аукнется так и откликнется

Что копал, в то и сам попал.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Лиса и журавль”

Как-то крестили вместе лиса и журавль медвежат и стали друг другу кумом и кумой. Подружились даже.

Вот пригласила лиса журавля в гости, намазала каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела.

Решил и журавль угостить лису. Налил в  кувшин окрошки и зовет куму в гости.

Лиса вокруг кувшина вертится, а окрошку достать не может. Журавль сам все и съел.

Так и закончилась дружба у лисы и журавля.


Другой конец к сказке “Лиса и журавль” Ушла Лиса от Журавля несолоно хлебала, а Журавль сидит и думает: “Нехорошо все-таки получилось. Лиса – что с нее взять? А я то должен быть умнее и добрее. Приглашу-ка я снова Лису в гости. Вот пригласил Журавль куму в гости. Лиса не хотела идти, думала опять окрошка в кувшине будет, но Журавль уговорил Лису и та все-таки пришла. А Журавль выставил для Лисы блюдо, себе поставил кувшин, и поели они оба досыта. Обрадовалась Лиса, идет домой и думает: “Вот молодец. кум, на славу угостил. А я что, хуже?” И тоже в гости Журавля зовет и кувшин ему ставит, а себе блюдо. Так и стали Лиса с Журавлем друг к другу в гости ходить, угощаться, да друг друга нахваливать.

Иллюстрации и рисунки к сказке “Лиса и журавль”:

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_93.html

Пословицы к сказке лиса и журавль – Пословицы и поговорки

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

Читайте также:  Какие пословицы уместны для картины "опять двойка" (решетников ф. п. )?

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Чему учит эта басня? Какая главная мысль?

Кто-то считает, что сия сказка

  • учит гостеприимству,
  • наставляет учитывать особенности другого,
  • показывает, что любого можно поставить на место его же методами.

А она имеет ещё одно название «Как аукнется, так и откликнется» (пословица). Если сам не выполнишь просьбу брата, то и он в другой раз тебе откажет. Если сам одолжишь приятелю, то и он согласиться дать тебе в долг. Если сам хамишь родителям, то и твои дети повзрослев будут грубить тебе. Если сам позовёшь друзей на праздник, то и тебя не забудут пригласить.

https://www.youtube.com/watch?v=3PEkvtZ17H8

Мультфильм «Крошка Енот» растолковывает ту же народную мудрость: пока Крошка Енот строил грозные рожицы и махал палкой, Тот Кто Сидит в Пруду пугал его, но стоило ему улыбнуться, как напряжение спало и страх прошёл.

Фиксики развивают тему и доходчиво рассказывают про цепную реакцию, которую можно описать следующим примером. Вася бескорыстно помог Пете, Петя — Жене, Женя — Васе. Круг замкнулся. Вася не помогал самому Жене, но тот решил, что не останется безучастным, раз его когда-то выручили в трудную минуту. Заразительны как дурные, так и хорошие поступки!

Что бесподобно проиллюстрировал карикатурист Херлуф Бидструп.

Для тех, кто ищет краткое содержание совсем короткой сказки, которым не важно «отчего?» и «почему?», а нужно лишь «что?» и «как?», есть выжимка (вывод, руководство к действию): «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Притом важно понимать, что отзывчивость и доверчивость разные понятия. О чём повествует уже другая сказка:

  • «Лисичка-сестричка и Серый волк»

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то,— никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Лиса и журавль

Русская сказка

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!» Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.

Подала и потчевает: «Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица говорит: «Не бессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем».

— «Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости».

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит: «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать».

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает-то, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. «Ну, не бессудь, кума! Больше угощать нечем».

Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Источник: http://poslovica-pogovorka.ru/poslovicy-k-skazke-lisa-i-zhuravl.html

Какая пословица выражает главную мысль в сказке “Лиса и журавль”?

Какая пословица выражает главную мысль в сказке “Лиса и журавль”?

  • К сказке quot;Лиса и Журавльquot; подыходит пословица, ярко характеризующая смысл сказки, выражает главную мысль сказки quot;Лиса и Журавльquot;.Что есть в печи, вс на стол мечи.Когда приходят в гости, на стол подается не только любимое кушанье хозяина, но все, что есть в доме. Тогда гостю угодишь и друга не потеряешь.Еще одна пословица подходит к сказке quot;Лиса и Журавльquot;Гостю щей не жалей, а побольше лей.И последняя пословица, наверное, сама главная для сказки, которая характеризует как Лису, так и ЖуравляУмел в гости звать, умей и угощать.Гость должен чувствовать себя как дома, чтобы не было неловкости и неудобства, иначе получится как в сказке, всем будет плохо и дружбе наступит конец.
  • Любил я в детстве эту сказку. Лису жалко было.Предлагаю свой вариант пословице.Не рой яму – другому сам в нее попадешь.Мысль думаю ясна. Сначала лиса угостила с тарелки журавлика, а потом и сама окрошечки из кувшина поесть пыталась.
  • Главную мысльсказки о лисе и журавле

я бы высказала такой фразой:

quot;Как аукнется, так и откликнется!quot;

Не знаю, относится ли эта фраза к пословицам и поговоркам, но в данном случае как нельзя кстати, по моему.

Так лиса журавлю угощение подавала, что не смог он даже попробовать (из плоской тарелки никак не смог клювом своим кашу набрать).

Поэтому и лиса ушла от журавля не солоно хлебавши.

Ещ такое мудрое изречение подошло бы:

quot;Относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебеquot;!

  • Здравствуйте! Я считаю, что больше всего к басне подойдет пословица – quot;относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебеquot;.

    Ведь лиса могла бы принять своего гостя должным образом, а журавль мог бы и не мстить лисе. В итоге оба получили то, что заслужили.

  • На мой взгляд здесь очень хорошо подходит пословица quot;как аукнется, так и откликнетсяquot; или quot;что посеешь то и пожнешьquot;, но в любом случае здесь смысл один: что ты отдаешь, то и получаешь или относись к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе.

  • Кроме очевидного ответа по поводу пословицы quot;Как аукнется, так и откликнетсяquot;, эта сказка мне напоминает пословицу quot;Мягко стелет да жестко спатьquot;.

    Ведь речь идет о якобы дружбе Лисы и Журавля. Хитрая Лиса заманила Вас в гости льстивыми речами))) обещая Вам что-либо ооочень заманчивое, а придя к ней)) увы и ах..

    Вы обнаружили невозможность получить обещанное и вообще то, что Вам противопоказано(((И Вы обмануты в своих ожиданиях..

    Итак, надо быть настороже, когда Вас склоняют к чему -либо, при этом предупредив эти действия льстивыми речами))

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kakaya-poslovica-virazhaet-glavnuyu-misl-v-skazke-quotlisa-i-zhuravlquot/

    План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Конспект урока на тему “Лиса и журавль”, русская народная сказка

    Цели урока: 

    1. образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
    2. развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
    3. воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.
    Читайте также:  Пословицы к сказке «два брата» (л. н. толстой)

                        Ход урока.

    Психологический настрой

    В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    – Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.

    Ученик читает:      У сказки чистая душа,

            Как ручеёк лесной.

            Она приходит не спеша

            В прохладный час ночной.

            Родной народ её творец,

            Народ-творец, народ-мудрец,

            В неё мечту свою вложил.

            Как золото в ларец.

    1)    Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

    Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые.

    А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране.

    А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

    Открывается доска. На доске надпись «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои.

    Ученик читает:  О чём-то скрипит половица,

            И спице опять не спится;

                                                Присев на кровати,    подушки

            Уже навострили ушки…

            И сразу меняются лица,

            Меняются звуки и краски…

            Тихонько скрипит половица,

            По комнате ходит сказка…

    – Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране! Мы с вами в гостях у сказки.

    2)     – Сказки бывают разные.

    – Есть сказки, которые сочиняют писатели.    Как называются такие сказки? (Авторские)

    – А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)

    Сказки
    Авторские   Народные
    волшебные бытовые о животных

    3)     – Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной.

    А помогут мне в этом ваши друзья. (группа подготовленных детей загадывают загадки)

    1-й ученик.

                                                                                                                                                         Летела стрела и попала в болото.А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожейСделался мигом красивой, пригожей.

    (

    Царевна – лягушка. Народная сказка.) 

    2-й ученик.

                                                                                                                                                      Появилась девочка, чуть больше ноготка.И жила та девочка в чашечке цветка.В ореховой скорлупке та девочка спалаИ маленькую ласточку от холода спасла.

    (

    Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

    3-й ученик.

                                                                                                                                                    Козлятушки, детушки,Отопритеся, отомкнитеся.Ваша мать пришла,Молока принесла.Бежит молочко по вымечку,Из вымечка на копытечко,С копытечка на сыру землю.

    (

    Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

    4-й ученик

    У Аленушки-сестрицы

    Унесли братишку птицы.

    Высоко они летят,

    Далеко они глядят.

    (Гуси-лебеди. Народная сказка)

    5-й ученик

    Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла своё.

    А ну, подскажите имя её.  

    ( Красная шапочка. Авторская сказка. Ш. Перро).

    – Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

    4) – Скажите, ребята, какие бывают сказки?

     Волшебные,  о животных,  бытовые.

    – Есть сказки волшебные. (перевернуть домик)

    – Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

    Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.

    Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)

    – Есть сказки бытовые. (перевернуть домик)

    -Какова особенность этих сказок?

    В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.

    Подберите иллюстрации.

    – Сказки о животных.

    Чем характерны эти сказки?

    – Сегодня у нас в гостях Лиса.  Опишите ее. (иллюстрация на доске)

    – Какие сказки, о лисе вы знаете?

    – Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

    – Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

    5) Чтение произведения.

    – Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

    Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.                                                                                                                                                     Словарная работа. (слова записаны на доске)

    1. Пир – большой званый обед.
    2. Потчевать – угощать.
    3. Не обессудь – не отнесись строго, не осуди.
    4. Несолоно хлебавши – ни с чем.

    6) Вопросы после чтения

    1. Понравилась ли вам сказка?
    2. Почему лиса решила угостить журавля?
    3. Какое угощение приготовила лиса журавлю?

    –   Почему она размазала кашу по тарелке?

         –   Получился ли у них званый пир?

         –   Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он  

             при этом думал?

    1. Удался ли план лисы?
    2. Каким в сказке показан журавль?
    3. Какой урок преподал журавль лисе?
    4. Почему лиса перестала дружить с журавлем?
    5. Была ли это настоящая дружба?

    7)   Чтение сказки по ролям.

    8)   Работа над пониманием текста.

    1. Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?
    2. Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по лучилось?
    3. Как бы поступили настоящие друзья?
    1. Работа над пословицами.                                                                                                               –  Какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы.

    Игра «Найди пословицу».
    – Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

    + Что есть в печи, всё на стол мечи.

    Любишь кататься, люби и саночки возить..

    + За добро добром и платят.

    + У нас на Руси прежде гостю поднеси.

    Труд кормит, а лень портит.

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    + Хороший гость дому радость.

    Друг познаётся в беде.

    + Гостю щей не жалей, а побольше лей.

    За правое дело стой смело.

    + Умел в гости звать, умей и угощать.

    10)  Работа с текстом сказки Игра «Сапёры»                                                                           Учитель начинает читать текст, дети продолжают.                                                                                                        

    Читайте также:  Пословицы о сне

    Итог урока                                                                                                                                                 Чему учит нас эта сказка?                                                                                                                         Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

      Вот и заканчивается наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться. Закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

    Рефлексия

    Во многих  сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня.

                                                                                                                                    – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное).

    Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.

    Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/04/08/konspekt-uroka-na-temu-lisa-i-zhuravl-russkaya-narodnaya-skazka

    “Лиса и журавль”, русская народная сказка

    Цели урока:

    • образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
    • воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

    Ход урока. Психологический настройВ природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    – Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.

    Ученик читает: У сказки чистая душа,

    Как ручеёк лесной.Она приходит не спешаВ прохладный час ночной.Родной народ её творец,Народ-творец, народ-мудрец,В неё мечту свою вложил.Как золото в ларец.

    1) Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил.

    Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

    Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые.

    А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

    Открывается доска. На доске надпись «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои.

    Ученик читает: О чём-то скрипит половица,

    И спице опять не спится;Присев на кровати, подушкиУже навострили ушки…И сразу меняются лица,Меняются звуки и краски…Тихонько скрипит половица,По комнате ходит сказка…

    – Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране! Мы с вами в гостях у сказки.

    2) – Сказки бывают разные.

    – Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские)- А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)

    Сказки
    Авторские Народные
    волшебные бытовые о животных

    3) – Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной.

    А помогут мне в этом ваши друзья. (группа подготовленных детей загадывают загадки)

    1-й ученик. Летела стрела и попала в болото.

    А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожейСделался мигом красивой, пригожей.

    (Царевна – лягушка. Народная сказка.)

    2-й ученик. Появилась девочка, чуть больше ноготка.

    И жила та девочка в чашечке цветка.В ореховой скорлупке та девочка спалаИ маленькую ласточку от холода спасла.

    (Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

    3-й ученик. Козлятушки, детушки,

    Отопритеся, отомкнитеся.Ваша мать пришла,Молока принесла.Бежит молочко по вымечку,Из вымечка на копытечко,С копытечка на сыру землю.

    (Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

    4-й ученик

    У Аленушки-сестрицыУнесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят. (Гуси-лебеди. Народная сказка)

    5-й ученик

    Бабушка девочку очень любила.Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла своё.А ну, подскажите имя её. ( Красная шапочка. Авторская сказка. Ш. Перро).- Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

    4) – Скажите, ребята, какие бывают сказки?

    Волшебные, о животных, бытовые.

    – Есть сказки волшебные. (перевернуть домик)- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)

    – Есть сказки бытовые. (перевернуть домик)

    -Какова особенность этих сказок?В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.Подберите иллюстрации.

    – Сказки о животных.

    Чем характерны эти сказки?- Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)- Какие сказки, о лисе вы знаете? – Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

    5) Чтение произведения.

    – Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

    Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Словарная работа. (слова записаны на доске)

    • Пир – большой званый обед.
    • Потчевать – угощать.
    • Не обессудь – не отнесись строго, не осуди.
    • Несолоно хлебавши – ни с чем.

    6) Вопросы после чтения

    • Понравилась ли вам сказка?
    • Почему лиса решила угостить журавля?
    • Какое угощение приготовила лиса журавлю?

    – Почему она размазала кашу по тарелке?- Получился ли у них званый пир?- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он при этом думал?

    • Удался ли план лисы?
    • Каким в сказке показан журавль?
    • Какой урок преподал журавль лисе?
    • Почему лиса перестала дружить с журавлем?
    • Была ли это настоящая дружба?

    7) Чтение сказки по ролям.
    8) Работа над пониманием текста.

    • Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?
    • Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по­лучилось?
    • Как бы поступили настоящие друзья?
      1. Работа над пословицами. – Какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы.

    Игра «Найди пословицу».
    – Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

    + Что есть в печи, всё на стол мечи.

    Любишь кататься, люби и саночки возить..

    + За добро добром и платят.

    + У нас на Руси прежде гостю поднеси.

    Труд кормит, а лень портит.

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    + Хороший гость дому радость.

    Друг познаётся в беде.

    + Гостю щей не жалей, а побольше лей.

    За правое дело стой смело.

    + Умел в гости звать, умей и угощать.

    10) Работа с текстом сказки Игра «Сапёры» Учитель начинает читать текст, дети продолжают.

    Итог урока Чему учит нас эта сказка? Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

    Воти заканчивается наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться. Закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

    Рефлексия

    Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.

    Источник: http://topreferat.znate.ru/docs/index-31626.html

    Ссылка на основную публикацию