Какая пословица подойдет к сказке А.С. Пушкина “Золотой петушок”?
Когда читаешь «Сказку о золотом петушке», то вспоминаешь сразу несколько пословиц.
Принимая у мудреца-звездочёта ценный и необходимый для защиты государства от врагов дар – золотого петушка, способного заранее предсказать, откуда идёт враг, – царь Дадон посулил ему горы золота и пообещал выполнить его первую волю.
Но когда звездочёт изложил ему эту волю, попросил как ответный дар шамаханскую царицу, то он получил от царя удар жезлом в лоб, от которого и скончался.
Петушок в данном случае оказался исполнителем наказания преступнику, наказания, которое вполне заслужил царь, отступившийся от своих слов.
Отказав звездочёту, царь Дадон, хотя и не желал того, но убил ударом жезла мудреца, а спустя всего несколько минут сам был убит петушком.
Что ни говори, а правда в данном случае на стороне звездочёта-мудреца.
Он помог своему царю справиться с постоянными набегами на страну врагов, царь сам (никто его за язык не тянул) пообещал выполнить первую же его волю как свою собственную, но отказался от данного слова, ослеплённый красотой шамаханской царицы, ради которой забыл даже и о страшной смерти убивших друг друга своих сыновей, и о гибели всей своей армии.
Старый царь Дадон, воспылавший страстью к молодой шамаханской царице, обуздать эту страсть не смог, то есть не смог найти власть на неё. Теперь он полностью порабощён этой своей страстью. Поэтому совершает то, что было бы немыслимо при других обстоятельствах:
а) не скорбит по поводу гибели собственных сыновей;
б) забывает о гибели армии, о том, что теперь его государство уязвимо для любого, даже самого слабого, врага;
в) отказывается от данного им слова – тоже совсем не царский поступок;
г) быстро справляется с тревогой, появившейся было после убийства звездочёта, – такова его реакция на царицыны «хи-хи-хи да ха-ха-ха».
Петушок-то золотой, да и пользы поначалу принёс много – несколько лет в государстве Дадона жили без войны, но гибель свою царь принял именно от петушка.
Это поговорка, часть пословицы, вспомнилась она лишь потому, что только из-за того, что золотой петушок клюнул Дадона в темечко, царь навек успокоился: мёртвому нет дела ни до государства, ни до смерти близких, ни до только что совершённого убийства, ни до шамаханской царицы, которая вдруг невесть куда пропала.
Соседи ведь не с бухты-барахты стали нападать на вотчину Дадона – пока он был помоложе и посильнее физически, он сам не оставлял их в покое, постоянно воевал с ними по собственной воле начиная эти войны. Кроме того, едва убив звездочёта, царь Дадон и сам был убит.
Так заканчивается «Сказка о золотом петушке». Каждый, наверное, должен извлечь из сказки свой урок – хотя бы понять то, что зло порождает только зло.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1107751-kakaja-poslovica-podojdet-k-skazke-as-pushkina-zolotoj-petushok.html
Главная мысль «Сказки о царе Салтане»
Главная идея сказки Пушкина – вера народа в победу добра и справедливости.
Главная мысль «Сказки о царе Салтане» — что любая ложь, какой бы она продуманной не была, в конечном итоге будут раскрыты и наказаны, но все же если человек искренне раскается и попросит прощения, то он его получит. В этой сказке показано, что добро действительно победит зло, что обман всегда раскроется.
О чём «Сказка о царе Салтане»
Главный герой «Сказки о царе Салтане» — молодой князь Гвидон, сын царя Салтана. Когда он родился, по злой воле завистливых тетушек его вместе с матерью, втайне от царя, бросили в закрытой бочке в море. Пока бочка плыла, Гвидон вырос. Вскоре бочку выбросило на пустынный берег и князь пошел на охоту. Он подстрелил коршуна и спас от гибели царевну-лебедь.
Царевна-лебедь отплатила добром и на пустынном острове появился большой и красивый город, где стал править Гвидон. В городской порт стали заходить торговые корабли, плывущие мимо. Один из них плыл в царство Салтана. Гвидону захотелось повидать отца.
Царевна-лебедь превратила его в комара, и князь Гвидон в таком облике доплыл на торговом корабле до родных мест. Летая комаром возле трона отца, он услышал, как купцы передали его приглашение царю Салтану. Но его тетушки, ткачиха и повариха, стали отговаривать царя от поездки.
Они советовали поехать в место, где живет белка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Комар-князь ужалил повариху в глаз и улетел из дворца.
Вернувшись, князь рассказал царевне-лебедю о чудесной белке, и она устроила так, что такая белка стала жить у Гвидона в городе. Проезжие купцы донесли весть о чудесной белке царю Салтану.
Вместе с ними, в облике мухи, снова побывал в родных местах Гвидон. На этот раз такчиха стала отговаривать царя Салтана от поездки. Она рассказала еще об одном чуде – как из моря выходят тридцать три богатыря и ведет их дядька Черномор.
Князь Гвидон в облике мухи и ткачиху ужалил в глаз.
Воротившись домой, он рассказал о богатырях царевне-лебедю и та призвала богатырей, которые были ее братьями, вместе с дядькой Черномором на службу князю Гвидону.
На третий раз, когда купцы снова приглашали царя Салтана к князю Гвидону, отговаривать того начала сватья Бабариха. Она рассказала о прекрасной царевне, живущей за морем. Князь Гвидон, присутствовавший при рассказе в облике шмеля, ужалил Бабариху в нос и вернулся домой.
Он рассказал лебедю о прекрасной царевне и о своем желании на ней жениться. И лебедь превратился в ту самую прекрасную царевну. С благословения матери Гвидона состоялась свадьба.
Через проезжих купцов князь Гвидон еще раз отправил царю Салтану приглашение посетить его остров. И вскоре тот прибыл со всей своей свитой, воочию увидал чудеса, о которых рассказывали купцы. Тут же он узнал в матери князя Гвидона свою жену и понял, что Гвидон – его сын. На радостях ткачиху, повариху и сватью наказывать не стали, а отправили их домой.
Теперь Вы знаете какая основная мысль сказки о царе Салтане Пушкина.
Источник: https://kratkoe.com/glavnaya-myisl-skazki-o-tsare-saltane/
О золотом петушке а.с. пушкин
Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Цели:
- научить анализировать поступки героев;
- обучать грамотному, выразительному чтению;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Оборудование: учебник, выставка книг нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд № 1)
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.
1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)
И.А. Крылов Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский
2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)
«Кот, петух и лиса»«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»
3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд № 4)
Царь СалтанКнязь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей
– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
3. Сообщение целей урока (слайд № 6)
4. Повторение (слайд № 7)
– Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!
– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.
На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания (слайды № 8 – № 23)
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
- «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд № 12–14).
- «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 (слайд № 18–20).
- «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).
– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.
5. Работа по «Сказке о золотом петушке»
– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.
Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».
Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)
– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
задиристыйгрозныйбеспомощныйжадныйзлойглупыйжестокийсвоенравный
самодурный
(На слайде № 24 поочередно выходят слова, характеризующие царя Дадона.)
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости
Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
6. Физминутка.
– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.
7. Продолжение работы над сказкой
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?(Слайд № 26)
Петушок
верный
справедливый
(На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
8. Работа с пословицами и поговорками (слайд № 27)
– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
(На слайде появляются пословицы и поговорки)
- Не рой другому яму – сам туда попадешь.
- Правда суда не боится.
- По правде и сила.
- Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)
9. Рефлексия
(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)
– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.
10. Итог урока
– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.)– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина (слайд № 28):
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
11. Выставление оценок
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/ozolotompietushkieaspushkin
Анализ сказки “О золотом петушке” | Инфошкола
Обращение к конкретным текстам пушкинских сказок показывает, что Пушкин тщательно изучал народную сказку и постепенно достиг почти совершенного подражания её форме. Однако в непонятные для современного читателя образы, символы, мотивы, связанные с архаикой и «историческими корнями» сказки, поэт вносил живое, всегда актуальное содержание.
«Сказка о золотом петушке» сравнительно мало привлекала внимание исследователей. Попытки найти источники этой сказки в мировом фольклоре не увенчались успехом.
Заметную роль в этих поисках сыграла статья Ахматовой «Последняя сказка Пушкина» (1933), в которой она выявила источник сюжета пушкинской сказки.
Это новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая в России в 1823 году и известная Пушкину.
Сопоставление сюжетов этих двух произведений убеждает в их почти полном сходстве. Но тем разительнее их несходство.
Пушкинский Дадон и мавританский король Ирвинга в молодости были грозными воинами, но состарились, утратили силу и решили отдохнуть. Обоим им был преподнёсен чудесный дар: золотой у Пушкина и медный у Ирвинга петушок.
Но в новелле Ирвинга петушок всего лишь талисман. У Пушкина же петушок — живой и полноправный персонаж.
В обоих произведениях войско царя отправляется в поход и привозит соответственно готскую принцессу и шамаханскую царицу. Но у Пушкина царица становится яблоком раздора: в ссоре из-за неё погибли сыновья Дадона, да и сам он, забыв о горе, поддался её чарам.
Шамаханская царица — образ, заимствованный из сказки Катенина «Княжна Милуша». Это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности княжне Милуше.
Пушкинская царица тоже появляется для испытания Дадона. Но испытываются совсем другие его качества: родительские чувства и царский долг. Самое значительное несовпадение мы видим в сцене расплаты. В легенде Ирвинга звездочёт — женолюб, ему не нужны другие награды, так как он владеет волшебной книгой Соломона.
У Пушкина отказ звездочёта от других наград и требование отдать ему царицу ничем не мотивированы внешне. В черновиках поэт называл звездочёта шамаханским, то есть союзником и соплеменником царицы, потому он её и требует в награду.
Развязка сказки существенно отличается от развязки новеллы. В новелле волшебный флюгер просто перестаёт предупреждать короля об опасности. У Пушкина он является орудием казни царя-клятвопреступника. Такая трансформация мотивов, возможно, произошла из-за влияния русских народных сказок.
Образ Дадона явно снижен. Само его имя взято из «Сказки о Бове-королевиче», где Дадон — злой и жестокий царь. У Ирвинга король и звездочёт изображены одинаково иронично.
У Пушкина звездочёт – таинственный мудрец, «весь как лебедь поседелый». Стилистикой народной сказки объясняются просторечия и разговорные конструкции, а также фольклорная лексика: «побитая рать», «побоище».
Фольклорен и традиционный зачин: Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве …
Ни в одной другой сказке Пушкина фольклорные элементы не выглядят столь явной бутафорией, скрывающей политический смысл. Ахматова увидела в сказке намёк на Александра I или Николая I и биографическую подоплёку. Так, она обратила внимание на замену чернового текста «Но с царями плохо вздорить» на беловой «Но с иным накладно вздорить». Ещё в черновике была фраза:
Сказка ложь, да нам урок, А иному и намёк, заменённая на типично фольклорный оборот: Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Иначе политические аллюзии были бы слишком прозрачны. И так критика встретила сказку холодно.
Большинство исследователей, не в силах отрицать сходство указанных произведений, либо полностью приняли гипотезу Ахматовой, либо попытались ослабить её соображениями о более важной, по их мнению, стилистической и жанровой близости пушкинской сказки к русскому сказочному фольклору.
Известно, что в русских сказках встречаются «золотые звери»: конь, свинка или котик, но «золотой петушок» как самостоятельный сказочный персонаж нигде не встречается (за исключением детской песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок»). Но если в сказке Пушкина появилась «золотая рыбка», то здесь мог оказаться и «золотой петушок» того же происхождения.
Соединяя известные литературные источники и отдельные фольклорные детали, Пушкин создал совершенно русскую сказку. Ахматова определила тему «Сказки» как неисполнение царского слова. Это повлекло за собой кару, которую осуществил петушок.
Петух — это солнечная птица: он вестник солнца. Но он символизирует и солнечный огонь, всё поглощающий. Красный петух – символ пожара. Огонь — очистительная стихия. Таким образом, петух символизирует победу света над силами тьмы и зла.
В христианскую эпоху в связи с этим ему приписывалась бдительность, поэтому самой распространённой формой флюгера был петух. Пушкин соединяет эти значения, а эпитет «золотой» означает сверхъестественную, сакральную при роду петушка. Он вершитель справедливости.
Царь нарушил не только человеческие, но и высшие законы, и он наказан.
«Сказка О золотом петушке» — это последняя из сказок Пушкина. Можно сказать,
что в ней наиболее чётко воплотились поиски Пушкина в области сказочного жанра.
Она наиболее моралистична и в этом смысле наименее связана с фольклорной сказкой, в которой темы неисполнения царского слова нет вообще. Может быть, этим и объясняется отсутствие фольклорных источников этой сказки. Она более «литературна» и наиболее отчётливо связывает сказки с другими произведениями Пушкина 1830-х годов.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-skazki-o-zolotom-petushke/
Урок чтения по сказке на Сказка о царе Салтане
1.Организовать работу по изучению кратких сведений о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство с содержанием «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2.Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.
3.Создать условия для выражения творческого потенциала учащихся.
4. Дать возможность учащимся оценить свою работу на уроке.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
– герои из разных сказок А.С.Пушкина;
– диск с записью сказки;
– сами предметы и иллюстрации непонятных слов (словарная работа);
– бумага для изготовления оригами.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения
Подготовительная работа к изучению нового материала. Слайд 2.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Кто автор этих строк? Что вам известно об этом писателе? Слайд 3.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна.
Слайд 4. «Подруга дней моих суровых» – называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В тихие зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как в детстве рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Какие сказки А.С.Пушкина вы можете назвать? Слайд 5.
– Сказка о золотом петушке.
– Сказка о попе и работнике его Балде.
– Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
– Сказка о рыбаке и рыбке.
– Сказка о царе Салтане…
Сегодня мы начнём работу над «Сказкой о царе Салтане..». Слайд 6.
Откроем учебник и прочитаем полное название этой сказки.
Что необычного в названии сказки? (герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)
Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
Просмотр отрывка из мультфильма (2.08)
Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и. возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).
– Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)
Не показался ли вам царь Салтан немного необычным.
Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)
Чтение текста и работа по вопросам
– 3 абзац. С.96 (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)
– 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?
– 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)
– 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?
Выборочное чтение третьей части.
-Кто и по чьей воле отправился в путешествие? Как случилось, что царь прочитал о рождении ребёнка не то письмо? Докажите.
-Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя?
-Прочитайте (самостоятельно), как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строчки надо читать?
-Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся находят подтверждение реальности или сказочности этих событий)
-Какое волшебство происходит в бочке? Докажите.
-Как же спасаются герои сказки?
-Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой)
-Настроение этой сказки задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и сына?
-Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощают олицетворение типичного зла, добра? Почему?
-Кого спас князь Гвидон на острове? Как за спасение отблагодарила Царевна Лебедь?
Слайд 7. Знакомство с художником Михаилом Александровичем Врубелем.
На экране слайд “Великий русский художник Михаил Александрович Врубель”
Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.
Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника.
Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины.
По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.
Мы с вами не художники, но попробуем сделать фигурку лебедя (оригами).
– В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?
– Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?
– Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)
Заполните листы самооценки:
Мне запомнилось больше всего….
Мне не понравилось….
Почему у меня всё получилось…
Почему мне было трудно выполнить задание….
Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.
Источник: http://velikiy-pushkin.ru/5085-Urok-chteniya-po-skazke-na-Skazka-o-care-Saltane
Секреты «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Часть I
Каково значение имен главных героев этой сказки? Почему третья сестра пообещала царю родить богатыря именно к исходу сентября? Что из себя представляет таинственный остров, на котором оказались князь Гвидон и его мать?
Кто такие тридцать три богатыря и почему именно Черномор является их предводителем?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» является одним из самых популярных произведений Пушкина. Каждый житель нашей страны знает наизусть многие отрывки из этого произведения. Тем не менее, данная сказка таит в себе множество загадок и тайн, которые очень интересно исследовать, чем мы сегодня и займемся.
(«Царевна-Лебедь» М. Врубель)
Прежде всего, обратим внимание на название произведения. В нем фигурируют имена трех героев: царя Салтана, князя Гвидона Салтановича (уже в названии делается акцент на значение отца в жизни этого героя) и Царевны Лебеди. Имя матери Гвидона не упоминается в названии, стало быть, она не является существенным персонажем этой сказки.
Но почему в название вынесены имена сразу трех героев? Почему не просто «Сказка о царе Салтане», например? Подобное название мы встречаем в произведении Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Как и Пушкин, Михаил Юрьевич указывает в заголовке имена всех основных героев в определенной последовательности.
Сказка начинается словами трех сестер, прядущих под окном. Все они мечтают о царе. Но кого же выбирает государь? Трудолюбивую повариху, собирающуюся приготовить пир на весь крещенный мир? Или ткачиху, которая «на весь бы мир одна наткала бы полотна»? Нет, он выбирает ту девушку, которая готова родить ему богатыря. Мы видим, как расставлены акценты для царя Салтана.
Почему богатырь по указанию Салтана должен родиться именно к исходу сентября, значит ли это что-нибудь? Только ли ради рифмы Александр Сергеевич выбрал именно сентябрь? Если ребенок должен появиться на свет «к исходу сентября», то зачатие будет в начале января или в конце декабря. Поскольку царь обвенчался с третьей сестрой «в тот же вечер», то дело должно было быть в начале нового года или как раз на Рождество. Таким образом, князь Гвидон был зачат на Рождество.
Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Царь Салтан за пир честной Сел с царицей молодой; А потом честные гости На кровать слоновой кости Положили молодых И оставили одних. А царица молодая, Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
Сестрам же была уготована та участь, которую они сами и хотели. В этом плане царь Салтан поступил более чем справедливо — одну сделал ткачихой, а другую поварихой. Но, как оказалось, сестры не рады своей участи (стало быть, и слова их были лживыми). Они ненавидят более успешную сестру и решают ее извести.
А царь тем временем отправляется на войну и дает жене наставление:
«Ей наказывал себя
Поберечь его любя»
Салтан заботится о своей жене, ему важно и чтобы она любила его, и чтобы берегла их еще нерожденное чадо.
Я обращаю на это внимание потому, что в сказке вообще не так много деталей, которые дают нам возможность сделать какие-то выводы о характере царя Салтана: что это был за человек, любил ли он свою жену, почему так жестоко поступил с ней, почему поверил в обман злых наговорщиков? На все эти вопросы мы еще постараемся ответить, а пока, дабы лучше понять главных героев сказки, попытаемся определить значение их имен.
Значение имен
Фактически, только два главных героя этой сказки имеют имена — это Салтан и Гвидон.
Царь Салтан
Это имя имеет арабские корни и переводится как «повелитель, император». С одной стороны, исходя из значения, это имя хорошо подходит царю, который и есть Салтан (Султан), но с другой стороны — почему у царя из русской сказки такое имя, имя, которое едва ли могли дать хоть кому-то (тем более наследнику престола) на Руси? На этот вопрос мы ответим чуть позже.
Князь Гвидон
А прежде определим значение имени князя Гвидона. Кстати, замечу, что хоть Пушкин и не указывает, в какой конкретно стране происходит действие его сказки, он, тем не менее, называет героев царем и князем, а не королем и принцем.
Но что же означает имя Гвидон? Существует несколько версий.
Так, возможно, это имя произошло от итальянского имени Гвидо (Guido), или же это имя германского происхождения, от старогерманского имени Wido (краткой формы имён, содержащих элемент widu — «дерево» или wid — «широкий, обширный»).
Также есть версия, что это еврейское имя, происходящее от ивритского слова, означающего в переводе на русский «могучий воин», «рубить». Имя Gideon существует у ряда христианских народов. У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» это имя приводится как «Гвидон».
Скорее всего, нам более подходит третья версия значения этого имени.
Но если с «могучим, рубящим воином» все понятно, такое имя вполне подходит князю, который даже в названии сказки обозначен как «славный и могучий богатырь», то происхождение имени говорит о том же, о чем и происхождении имени его отца — это не русские имена, крайне редкие на Руси. Так почему Пушкину вздумалось дать двум главным героям русской сказки арабское и еврейское имя?
Я думаю, что этот прием призван демонстрировать интернациональность этой сказки, подчеркивать, что речь идет не только о Руси.
Имя матери Гвидона ни разу не упоминается. Ткачиха и повариха также не имеют имен. Царевна-Лебедь называется только так, какое-либо иное имя не указывается.
Но вернемся к событиям сказки. Царица в положенный срок родила здорового и красивого сына, но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха отправляют гонца к царю с совсем другим известием. Это знаменитые и хорошо всем знакомые строки:
Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
И что происходит дальше? Царь верит гонцу, но все же отдает приказ дождаться его возвращения. Стало быть, сомневается в том, что такое могло случиться с его женой.
Но, смягчившись на сей раз, Дал гонцу такой приказ: «Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Мы понимаем, что царь Салтан невиновен в казни своих жены и сына, он так же пал жертвой ткачихи и поварихи (ей-богу, лучше бы он их в той избе и оставил в начале сказки).
Едет с грамотой гонец И приехал наконец. А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Обобрать его велят; Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую — И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
«Тайно бросить в бездну вод» — смерть через утопление. Происходит один из самых интересных моментов этой сказки — царицу и Гвидона не просто топят, а сажают в бочку. Было ли это более изощренным методом убийства? Скорее всего, да.
В бочке смерть наступила бы неизбежно, но не сразу, а стало быть, такая казнь была бы более болезненной, ведь царице пришлось бы наблюдать за тем, как бочка медленно заполняется водой и ее новорожденный сын умирает. Дело в том, что при таких условиях мать с сыном в бочке, выброшенной в океан, никак не могли выжить.
И самое интересное в том, что скорее всего они и не выжили, а умерли и попали на остров, который был неким особенным местом между миром живых и миром мертвых. Почему это так, мы разберем далее.
И вот мать с сыном спасаются. Сам остров описан как пустынный холм, окруженный морем с одиноко растущим на нем дубом. И тут пошли интереснейшие детали и символы. Расшифруем их значение. Что символизирует это дерево? Дуб олицетворяет мощь, выносливость, долголетие, благородство.
Это дерево посвящено богам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно, потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природным храмом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужской силой и мудростью.
Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом (кельты сравнивали желудь с мужским членом), Кибела, Юнона, другие богини-матери были связаны с дубом, а дриады были нимфами дуба. По греческой легенде, у Гекракла была дубовая палица; согласно некоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте.
Дубовые листья используют как военные знаки различия во многих странах.
Оружие, которое изготавливает Гвидон, состоит из древесины дуба и шелкового шнурка, который он снял с креста (теперь мы можем не сомневаться, что князь принадлежал к христианской вере).
Снятый с креста шнурок, естественно, тоже имеет символическое значение, он как бы освещает сделанный Гвидоном лук и далее именно из этого оружия князь и убьет злого чародея, который в образе коршуна пытается погубить Царевну-Лебедь.
Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле; Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук, Со креста снурок шелковый Натянул на лук дубовый, Тонку тросточку сломил, Стрелкой легкой завострил И пошел на край долины У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон… Видно, на море не тихо: Смотрит — видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет… Тот уж когти распустил, Клев кровавый навострил… Но как раз стрела запела — В шею коршуна задела — Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил; Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет
Кстати, окончательно добивает коршуна сама Лебедь, а потом обращается к Гвидону на русском языке (т.е. говорит на человеческом языке).
Мы видим традиционный для русских народных сказок мотив «доброй службы», когда различные герои сказок (люди или животные) всегда готовы отплатить главному герою добром за добро.
В награду за помощь, Царевна-Лебедь готова превратить этот остров в царство обожаемого ею Гвидона.
Вот открыл царевич очи; Отрясая грезы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей. Он скорей царицу будит; Та как ахнет!.. «То ли будет? — Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
А как же объяснить визит моряков на этот остров? Морские байки и легенды пестрят рассказами о том, как корабли заплывают в некие магические места, словно бы находящиеся между нашим и потусторонним миром (эти земли не для живых, они — как острова-призраки, с легендами о которых знаком всякий моряк).
Далее заметим, что Царевна-Лебедь не стремится стать царицей вместе с Гвидоном, а лишь приходит ему на помощь, когда князю это необходимо. Мы видим мотив подчинения воле любимого. Несмотря на то, что Царевна хозяйка этого острова и обладает огромной магической силой, перед Гвидоном она не ведет себя, как царица, а занимает пассивную позицию, при этом (что важно) сохраняя самоуважение.
Гости в путь, а князь Гвидон С берега душой печальной Провожает бег их дальный; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе! Ну послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром». И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал, Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
Царевна-Лебедь превращает Гвидона в комара, чтобы тот мог полететь вслед за кораблем моряков. Странно, почему это происходит так? Разве она не может сразу сотворить ему корабль, чтобы Гвидон в нормальном человеческом обличии поплыл в гости к отцу? Конечно, сотворить корабль для Лебеди не проблема, но вот Гвидон не может покинуть остров так просто. Потому его приходиться обращать.
Оказавшись во дворце Салтана, Гвидон слушает рассказ завистливых теток о волшебной белке, ослепляет одну из теток (комариным) укусом в глаз и возвращается обратно на свой остров.
И снова на душе у Гвидона тоска, и снова ему помогает Царевна-Лебедь, которая (заметим) очень ласкова с князем, она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя», но все же не спешит принимать человеческое обличие перед Гвидоном. Почему? Видимо, потому что герой еще не готов. Но если так, то сколько еще чудес должна сотворить Царевна для своего вечно тоскующего (прямо байронического) князя? Она же не золотая рыбка.
Волшебная белка
Далее следует один из самых милых и забавных моментов сказки. Фирменное чувство юмора Пушкина дает о себе знать.
Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет, И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же». Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Поразмышляем немного об этой белке. Что это за чудо такое? Некое магическое животное, дарующее своему обладателю богатства.
Вспоминается сказка о «Бобовом зернышке», где главному герою нужно было по огромному растению забраться наверх, на самые облака (в иной волшебный мир), чтобы там встретить волшебное животное — гусыню, несущую золотые яйца. Т.е.
то, что для живущих в нашем мире теток Гвидона является бесспорным чудом, которое (как они считают) невозможно отыскать на земле, на острове Царевны-Лебеди обычное дело.
А далее начинается мотив почти ритуальных тройных повторений. Снова на остров приплывают моряки, снова князь отправляется вслед за ними к Салтану (теперь уже в образе мухи). Снова Царевна-Лебедь помогает князю.
Царь Салтан, услышав в очередной раз про чудеса острова Гвидона, опять собирается к нему в гости, но ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой не хотят его пускать. Тетки рассказывают о тридцати трех богатырях во главе с Черномором.
Это очень интересная компания, и о них мы подробно поговорим позже, а пока заметим, что Салтан снова откладывает визит к Гвидону.
Тридцать три богатыря
И вот опечаленный князь опять приходит к Царевне-Лебеди, на сей раз из-за богатырей, и она, конечно, снова выполняет его просьбу.
— «А какое ж это диво?» — «Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор». Князю лебедь отвечает: «Вот что, князь, тебя смущает? Не тужи, душа моя, Это чудо знаю я. Эти витязи морские Мне ведь братья все родные. Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
А теперь посмотрим внимательнее на этих богатырей. Тридцать три богатыря (символическое число) выходят из моря, да еще и не просто в броне, а в чешуе.
О чем все это говорит? Кто эти богатыри? Очевидно, призраки воинов, погибших в морских сражениях, иначе как бы они могли оказаться на дне морском, с которого могут подняться только по особому призыву.
Чешуя также становится приметой причастности этих богатырей именно к подводному миру, а их одинаковый возраст и (как на подбор у всех) одинаковая стать и сила говорят о том, что после смерти они стали «все равны». Кроме того, этим богатырям даже «тяжек воздух», и Царевне они «братья родные».
Это заставляет нас задуматься о том, кем является сама Лебедь, но подробный разговор о ней мы продолжим во II части этой статьи. Вообще, отмечу, что «Сказка о царе Салтане» имеет в себе множество элементов морских легенд и мифов.
Ну а кто же дядька Черномор? Он — предводитель подводного воинства. Кроме того, такое же имя носит главный злодей поэмы «Руслан и Людмила». Совпадение ли это? Едва ли.
Поэма «Руслан и Людмила» вышла в свет в 1820 году, «Сказка о царе Салтане» — в 1832 году. Стало быть, Пушкин сознательно дал предводителю тридцати трех богатырей имя одного из своих самых опасных злодеев.
Что же, можно думать, что Черномор, решившись своей бороды и жизни, попал на службу в подводное царство.
Продолжение читайте во II части.
Источник: https://www.livelib.ru/readers-blog/post/28320-sekrety-skazki-o-tsare-saltane-as-pushkina-chast-i
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Урок- обобщение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевкая средняя общеобразовательная школа
А.С.Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях».
Урок- обобщение
Учителя начальных классов,
Васильевой С.С.
Цели и задачи:
-
раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;
-
продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
-
отработать навык анализа произведения, работы в группе.
-
обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка.
-
сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.
-
инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.
-
воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
-
формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
СЛАЙД 1-2
I Организационный момент.
Учитель: Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С..Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу, играя.
Но для этого нам нужно разбиться на команды..
Учащиеся делятся на 3 команды, в составе которых и выполняют задания.
Учитель:
Разминка :
-
Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна)
-
Назовите имя отца Александра Пушкина (Сергей)
-
Назовите автора произведения «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
II. Викторина по сказкам.
Чтобы попасть в сказку, вы должны ответить на вопросы. Если вы ответили неверно, ответ переходит к той команде, члены которой первыми подняли руки.
1.Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился
Шум затих, и царь забылся. (Сказка о золотом петушке)
-
Кто говорит и в какой сказке?
2. Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет вам новое корыто. (рыбка отвечает старику в «Сказке о рыбаке и рыбке»)
-
О ком идёт речь в строках?
3. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама- то величава,
Выступает, будто пава. (О царевне Лебеди )
Молодцы, ребята! Вы не просто преодолели все невиданные дорожки Лукоморья, а оказались в «Сказке о мёртвой царевне…»
-
Угадайте героя по описанию
С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)
-
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. (Месяц)
А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)
И умом и всем взяла. (Царица – мачеха)
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарачина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь. (Семь богатырей)
Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)
Нраву кроткого такого. (Царевна)
Добродушна, весела. (Царица – мачеха)
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой. (Солнце)
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Кроме бога одного. (Ветер)
-
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. (Царица Чернавке)
3.Ответь на вопросы.
-
Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)
-
Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее» (Зеркальце)
-
Именно он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)
-
Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)
-
Любя царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)
-
Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
4.Кто внимательнее?
Команды по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».
1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)
2) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)
3) Кто первым встретил царевну на дворе у семи богатырей? (Пес Соколко)
4) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)
5) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)
6) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)
7) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)
8) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)
9) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)
СЛАЙД 4-5
5. Найди ключевое слово, которое определяет все сказки мира.
Кому принадлежат эти слова:
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу». (Балда)
Кто «…печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть б я хотел отца». (Князь Гвидон)
Кто молвил голосом человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь». (Рыбка)
Кому принадлежат эти слова:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!» (Старуха)
Кому «…нужен был работник:
Повар, конюх и плотник.
И где найти ему такого
Служителя не слишком дорогого?» (Поп)
СЛАЙД 6-7
Б |
А |
Л |
Д |
А |
||
Г |
В |
И |
Д |
О |
Н |
|
Р |
Ы |
Б |
К |
А |
||
С |
Т |
А |
Р |
У |
Х |
А |
П |
О |
П |
Ключевое слово нашего кроссворда, которое вы можете прочитать – добро.
6.Работа с текстом.
Беседа.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок, которые олицетворяют добро и отрицательных, которые олицетворяют зло.
Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Чтобы мы также могли бороться со злом, нам нужно быть ловкими, сильными и умелыми.
ФИЗМИНУТКА.
Учитель: Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Положительные герои |
Отрицательные герои |
1 жена царя Царь 7 богатырей Королевич Елисей Царевна 3 стихии: солнце, ветер, луна Пес Соколко |
Царица |
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)
Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
СЛАЙД 8
Учитель: Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, дайте устное словесное рисование портретов Царевны и Царицы, распределив по столбикам эпитеты, данные автором этим персонажам (Работа с доской)
1. Чей это портрет?
Царица |
Царевна |
ВысокаСтройна Бела ГордаЛомливаСвоенравнаРевнива Злая Завистливая Черны (зависть) |
Белолица Красавица-душаМилаяПриветливая Румяна |
Учитель: Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.
Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель: Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
7. Анализ художественного произведения
Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 22 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о Царице? С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 26), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.
Учитель: Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель: Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
СЛАЙД 9
8. Инсценировка- диалог обращения Елисея к Солнцу, Месяцу и Ветру.
1 команда: Обращение к солнцу стр. 40
2 команда: обращение к месяцу стр 42
3 команда: стр . 42
Однако сказка не была бы таковой, если бы не элементы волшебства. О чем я говорю?
О волшебном зеркале, что умело говорить.
О яблоке, усыпившем царевну.
О ветре, месяце и солнце, которые говорили человеческими голосами.
О чудесном пробуждении царевны.
9. Прочитайте пословицу.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Как вы понимаете ее смысл?
Как раскрыл смысл пословицы Пушкин?
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
«Злая мачеха, вскочив,Об пол зеркальце разбив,В двери прямо побежалаИ царевну повстречалаТут ее тоска взяла,
И царица умерла».
Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена.
В сказках добро всегда побеждает зло.
СЛАЙД 10
10. Домашнее задание
Сочинение-обращение к литературному герою. Напишите, какие чувства вы испытываете к царице и к царевне, зарисуйте понравившийся эпизод
СЛАЙД 11
11.Обобщающая беседа.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Какой урок следует извлечь из этой сказки?
К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?
На чьем месте вы бы не хотели оказаться?
Что для этого нужно?
Спасибо за подготовку к уроку, активную работу.
ФИО _____________________________________________________
-
Какой был нрав у молодой царевны?
кроткий
задорный
отважный
безрассудный
-
Какой жених сыскался молодой царевне?
царевич Алексей
королевич Елисей
князь Гвидон
принц Роланд
-
Что сделала царевна в тереме, на который набрела в лесу?
прибралась и улеглась
нашла еду, поела и легла
попыталась войти внутрь, но не смогла
приготовила еду, села на лавку и стала ждать
-
За что извинилась царевна перед хозяевами?
за плохую уборку
за неумело приготовленную еду
за то, что пришла без приглашения
за все выше перечисленное
-
Что делали семь богатырей каждый день?
тренировались во дворе
работали в поле
занимались хозяйством
охотились и сражались
-
Кто однажды пришел к царевне?
нищая монахиня
Чернавка
незнакомая девушка
заблудившаяся женщина
-
Кого расспрашивал жених (царевич Елисей) о своей невесте?
Бабу – ягу, лешего, водяного
солнце, месяц, ветер
деревья, реки, горы
цветы, траву, деревья
-
Как жених оживил мертвую царевну?
окропил ее живой водой
произнес заклинание
поцеловал царевну
разбил гроб
-
Что произошло со злой царицей?
ее прогнали
ее казнили
ее посадили в тюрьму
она умерла
-
Чем закончилась сказка?
свадьбой
свадебным путешествием жениха и невесты
приездом во дворец семи богатырей
казнью царицы
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/a-s-pushkin-skazka-o-miortvoi-tsarievnie-i-o-siemi-boghatyriakh-urok-obobshchieniie.html