Сборники пословиц русского народа

Читать онлайн «Пословицы русского народа», автора Даль Владимир Иванович

Annotation

Избранные пословицы и поговорки из собрания Владимира Ивановича Даля (1801-1872), писателя и этнографа, создателя всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка».

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

БАБА — ЖЕНЩИНА

БЕРЕЖЬ — МОТОВСТВО

БОГ — ВЕРА

БОГАТСТВО — ДОСТАТОК

БОГАТСТВО — УБОЖЕСТВО

БОЖБА — КЛЯТВА — ПОРУКА

БОЛТУН — ЛАЗУТЧИК

БРАНЬ — ПРИВЕТ

БЫЛОЕ — БУДУЩЕЕ

ВЕРА — ГРЕХ

ВЕРА — ИСПОВЕДАНИЕ

ВЕРА (ЗАГАДКИ)

ВЕРНОЕ — ВЕСТИМОЕ

ВЕРНОЕ — НАДЕЖНОЕ

ВИНА — ЗАСЛУГА

ВОЛЯ — НЕВОЛЯ

ВОРОВСТВО — ГРАБЕЖ

ВСЕЛЕННАЯ

ГДЕ

ГОРЕ — БЕДА

ГОРЕ — ОБИДА

ГОРЕ — УТЕШЕНИЕ

ГОСТЬ — ХЛЕБОСОЛЬСТВО

ГРАМОТА

ГРОЗА — КАРА

ГУЛЬБА — ПЬЯНСТВО

ДАЛЕКО — БЛИЗКО

ДВОР — ДОМ — ХОЗЯЙСТВО

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА

Обозначение ударения: 'а, 'ю и т. п.

НАПУТНОЕ

“Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка”.

Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан.

По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что, кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.

Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.

Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.

Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.

Ученые розыски, старина, сравнения с другими славянскими наречиями — все это не по силам собирателю.

Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.

Источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и — главнейше — живой русский язык, а более речь народа.

Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников.

Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П.

Погодину, а оттуда она целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М. Снегирева.

При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М. Снегирева.

Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему, можно и должно было принять.

В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе.

При этом сличении и выборе не раз нападали на меня робость и сомнение. Что ни говорите, а в браковке этой произвола не миновать, а упрека в ней и подавно. Нельзя перепечатывать слепо всего того, что, под названием пословиц, было напечатано; искажения, то умничаньем, то от недоразумений, то просто описками и опечатками, не в меру безобразны.

В иных случаях ошибки эти явны, и если такая пословица доставалась мне в подлинном виде своем, то поправка или выбор не затрудняли; но беда та, что я не мог ограничиться этими случаями, а должен был решиться на что-нибудь и относительно тех тысяч пословиц, для исправления коих у меня не было верных данных, а выкинуть их вон — не значило бы исправить.

Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо.

После нескольких подобных случаев или открытий поневоле оробеешь, подумаешь: “Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник” и начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее, пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки вроде следующих:

Возьмем два-три примера: “Бог не поберег вдоль и поперек”; по три коротких меж двух долгих, а размер хорош. “Рано встала, да мало напряла”; по долгому с коротким на концах, а две средние стопы — долгий с двумя короткими. “Хоть вдвое, хоть втрое, не споро худое”; по одному долгому меж двух коротких. “Всякая небылица в три года пригодится”; “На

— всякого мирянина по семи жидовин”; в этих двух пословицах, в сущности тонических, метрический счет, однако, показывает вот какие особенности: первая начинается долгим, вторая — коротким слогом; в обеих по четыре стопы: один долгий с одним коротким, долгий с двумя, с тремя и с четырьмя короткими. В следующей — замечательная, весьма складная смесь анапеста и дактиля; один только короткий слог, во втором стихе, будто лишний; но он на месте, а пропущен в первом стихе весьма кстати; тут, как будто поневоле изумляясь, сделаешь расстановку:

Читайте также:  Про богатство и бедность, о бедных и богатых

Сбил, сколотил — вот колесо;

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад — одни спицы лежат!

Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе, к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой из двух частей пословицы, как, например: “Много лихости, мало милости”; “Не проси у богатого, проси у тороватого”; “Ни то, ни се кипело, да и то пригорело”; “Взвыла да пошла из кармана мошна” и пр., а иногда и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики, ударения, внимания:

“И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось”.

“От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся”.

“Видал, как мужик мед едал — ин мне не дал”.

Бывает и по нескольку рифм сряду:

“Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку”;

“Я за кочан — меня по плечам. Я за вилок — меня за висок”;

“Сало было, стало мыло”;

“Рушай варено, слушай говорено”; в двух последних что ни слово, то рифма.

“Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом” — шесть одинаковых рифм.

Есть созвучия целого слова и полные рифмы в два и три слога: “Ему — про Тараса, а он: полтораста”; “Не под дождем, подождем”.

Но большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера; лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу.

Игра слов, по обоюдности их значений, не совсем в нашем вкусе, но местами попадается: “Для почину выпить по чину”; “Спать долго — жить с долгом”; “Тут прут, а там жгут”; прут — напирают и розга; жгут — палят огнем и витень, плеть. “Что будет, то будет; а еще и то будет, что и нас не будет”. “Обедал бы, да не объедал бы”. “Пригоден лук и к бою и ко щам” и пр.

Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр.

Может быть, некоторые имена и взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.

Во внутренней одежде в пословицах наших можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения; не знаю, стоит ли на этом останавливаться, но приведу попавшиеся под руку примеры. Метафора: Он себе залил за шкуру сала. Его голыми руками не возьмешь. На него надо ежовые рукавицы.

Аллегория: Угорела барыня в нетопленой горнице. Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто. Гипербола: У каменного попа ни железной просвиры. У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита. Метонимия: Сытое брюхо к ученью тупо. Зеленый седому не указ. Синекдоха: Семеро топоров вместе лежат, а две прялки врознь.

Чем бы салу рычать, ан телега скрыпит. Ирония: Исплошила зима св …

Источник: https://knigogid.ru/books/551507-poslovicy-russkogo-naroda/toread

Сборник русских народных пословиц и поговорок народов мира

У большинства народов мира можно встретить фразы, наполненные мудростью предков. Благодаря зарождению этого устного фольклора молодое поколение начало быстрее узнавать обычаи и моральные принципы своих прапрадедов. Емкая суть и образность придуманных выражений отражали отношение людей к какому-либо деянию или явлению.

Многочисленные пословицы для детей становились первыми шагами к самостоятельности при получении сведений о правилах поведения в обществе. Поговорки же показывали колорит и богатство родного языка. Уловить различия, существующие между двумя понятиями, нетрудно.

Первые являются завершенными поучающими предложениями небольшого размера, вторые представляют собой образные синонимы в виде словосочетаний или фраз.

На каждое событие в жизни человека найдутся народные высказывания, отражающие однозначное мнение местного населения. Существуют пословицы и поговорки про личные взаимоотношения, семью, приметы, деньги, работу, время, а также многое другое.

Познакомив своего малыша с такими видами устного фольклора, родители должны объяснить ему, когда именно следует употреблять подобные выражения.

Подобрать подходящие предложения, содержащие живую мудрость предков, можно на соответствующих страницах нашего развивающего сайта.

Информационный проект, разработанный для обучения и расширения кругозора юных пользователей, включает в себя множество интересных тем. Немалый объем на ресурсе занимает сборник пословиц и поговорок – взрослые и дети сумеют отыскать в нем любые нужные им фразы.

Благодаря продолжительной работе энтузиастов, значительная часть устного фольклора была записана и опубликована. На сайте имеются выражения на самые разнообразные темы.

Представленные материалы отражают самобытность того или иного народа, а общее число вошедших в список пословиц и поговорок удовлетворит даже очень любознательного ребенка. Рассказывая малышу об окружающем мире, близкие всегда могут привести народную мудрость для закрепления информации.

Читайте также:  Пословицы об охране природы

Объясняя важность взаимоотношений, существующих между людьми, родителям стоит употребить выражения про дружбу:

«разбитую дружбу не склеишь», «без беды друга не узнаешь». На основе полученных сведений и личного опыта, ребенок сумеет вычленить главное – преданного товарища нужно ценить и беречь. На протяжении всей жизни пословицы о дружбе для детей будут являться примером верности истинных приятельских уз.

Знакомить малышей с фольклором желательно еще до их прихода в первый класс. Наилучшим образом юные слушатели воспринимают мудрость своих предков в дошкольном возрасте.

Узнав вначале подробно русские пословицы и поговорки, затем мальчики и девочки сумеют понять поучающие выражения других народов.

Так как моральные принципы, традиции и поведение жителей разных стран часто бывают схожими, то дети быстро заметят фразы, имеющие один и тот же смысл:

«клин клином вышибают» (рус. посл.),

«колючку колючкой вытаскивают» (инд. посл.);

«паны дерутся, а у холопов чубы трещат» (белорус. посл.),

«тигры с буйволами дерутся, а гибнет тростник» (инд. посл.);

«не говори «гоп», пока не перепрыгнул» (рус. погов.),

«не кричи «хей», пока ты над ручьем» (швед. погов.).

Незамысловатый слог народного фольклора почти всегда понятен подрастающему поколению – редкие пословицы и поговорки надо дополнительно объяснять малышам.

Обычно такое бывает, если в предложении встречается устаревшее слово, поэтому взрослым лучше заранее подготовиться к подобным расспросам. Назидательные выражения расширят кругозор и обогатят речь ребенка.

Они же станут хорошим подспорьем, когда родители начнут учить детей счету. Любая цифра встречается в пословицах, но чаще всего в них упоминаются 1 и 7:

«за один раз дерева не срубишь» (рус. посл.),

«в один сапог две ноги не засунешь» (пуштун. посл.),

«знающий скажет один раз, но зато правильно» (башкир. посл.),

«семеро не один, в обиду не дадим» (рус. посл.),

«белила семь недостатков скроют» (яп. посл.),

«один раз солгал – семь дней будешь раскаиваться» (вьет. посл.),

«сохрани вещь семь лет, и ты найдешь ей применение» (англ. посл.).

Закладывая в подсознание малышей проверенные веками жизненные установки, взрослые помогут им стать полноценными личностями, которые сумеют принести пользу обществу. Благодаря мудрости предков дети быстро адаптируются к реалиям сегодняшнего дня и привыкнут правильно относиться к чужим поступкам.

Получив через фольклор опосредованный опыт, они научатся выстраивать логические цепочки, показывающие, к каким последствиям приведет то или иное действие.

Размещенные на сайте пословицы и поговорки не потеряли своей актуальности и поныне – моральные принципы и традиции предков важны для современного ребенка так же, как для его одногодка, что жил много сотен лет тому назад.

Источник: http://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/

Сборник русских народных пословиц | Poslovic.ru – все пословицы в одном месте

На данной странице вы найдете сборник русских народных пословиц, в которых ребенок обязательно найдет много полезной информации на русском языке.

Лезть на стену. Себя. не помнит, на стену лезет.

***

В два кулака (т. е. сам-друг) сподручней.

***

Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не “свались!

***

Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты.

***

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.

***

Дал бы ума, да своего мало. Дал бы и два, да нет и одного.

***

Дан мосол, хоть гложи, хоть лижи, хоть на завтра положи!

***

Даровому коню в зубы не смотрят.

***

Делай другу добро, да себе б без вреды.

***

Дети родились, да никуда не годились.

***

К готовому костру .легко щепу подгребать.

***

Кабы не бог да не добрые люди.

***

Как к худу придет, так и добром не подспоришь.

***

Кого проводишь со свечой, тот тебя и встретит со свечой (говорят там, где обычай ставить ко гробу в церкви свечи).

***

Кому да, да пожалуй; а нам — все нет да нет.

***

Краличка, дал бы пряничка, да ломаного нет.

***

Людям все не в угоду; да людям в угоду, самому не в воду.

***

На весь, мир и солнышку не упечь (не угреть).

***

С миру но нитке — голому рубаха.

***

Семьей и горох молотят.

***

Со всякого по крохи(е) — голодному пироги.

***

Спрашивай у калмыка, не видал ли теленка: а он давно его съел.

***

Тут (С него) взятки гладки. Тут и слизнешь, ничего не возьмешь.

***

На мир песку не усеешь. На яму не напасешься хламу.

***

На нет и суда нет.

***

В кулак утирается, а руку подает.

***

В мертвые уста кусок не пройдет, а живой как-нибудь проглотит.

***

В окно всего света не оглянешь.

***

В поле за ветром не угоняешься.

***

Вали (Жни) овес, как затрещит; отдавай девку, пока верещит.

***

Велик, не под стать, рукой не достать.

***

Избывает его, как лихую траву из поля.

***

Извелся человек — никуда не годен.

***

В наш огород и каменья бросают.

***

В огонь либо в воду — в гору или в нору.

***

В семь лет перебедовали семьдесят семь бед.

***

В тереме высоко, а до Москвы далеко.

***

Вакула да выхлебал.

***

Веселье волку — как не слышит за собою гонку.

***

Веселье волку, как гоняют по колку.

***

Лихо думаешь — не почто богу молиться.

***

Менять веру — менять и совесть.

***

Русский бог велик. Велик бог русский и милосерд до нас.

***

У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность).

***

Что тому богу молиться, который не милует?

***

Я, слава богу, крещеный человек.

***

Вещее петухом запело, резвые ноженьки подкосилися.

***

Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал.

Читайте также:  Пословицы про родину

***

Кабы свинье рога — всех бы со свету сжила.

***

Как ворон крови ждет,(или: зырит).

***

Как душа черна, так и мылом не смоешь.

***

На погосте живучи, всему миру не наплачешься.

***

На рать сена не накосишься. На мир хлеба не наямишься.

Источник: http://poslovic.ru/blog/sbornik-russkih-narodnyh-poslovic

Книга Военные пословицы русского народа . Содержание – СБОРНИК ПОСЛОВИЦ И КРЫЛАТЫХ слов ^РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ПОСЛОВИЦ*! ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАРОДНЫЙ ГЕРОИЗМ ..

СБОРНИК ПОСЛОВИЦ И КРЫЛАТЫХ слов

^РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ПОСЛОВИЦ*!

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

НАРОДНЫЙ ГЕРОИЗМ

ХРАБРОСТЬ

ОТВАГА /

СМЕЛОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

НАХОДЧИВОСТЬ

БЕССТРАШИЕ

ПРЕЗРЕНИЕ К ТРУСОСТИ

ПРЕЗРЕНЬЕ К СМЕРТИ

ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ

ВОЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

ВОЕННОЕ УМЕНИЕ

, ВОЕННАЯ ТАЙНА

ЗАВЕТЫ ПОЛКОВОДЦЕВ

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ (942^-973)

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ V' ’ ’ ? ” ' (1220—1263), ; ’ ;

ДМИТРИЙ донской (1350—1389)

^ ЕРМАК ТИМОФЕЕВ&Ч /

ДМИТРИИ ПОЖАРСКИЙ

КУЗЬМА МИНИН (XVII в. —1616 г.)

ПЕТР I (1672 — 1725)

ПЕТР ИВАНОВИЧ БАГРАТИОН (1765—1812)

ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ (1781—1839)

МИХАИЛ БОГДАНОВИЧ БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ

МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ (1745—1813)

. АДМИРАЛ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ

АДМИРАЛ СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОЗ (1848—1904)

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ (1853—1926)

РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ПСОВ-РЫЦАРЕЙ в 1242 г.

ИЗГНАНИЕ ПОЛЬСКИХ ИНТЕРВЕНТОВ В 1612 г.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА .

(17С0-1721)

СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА (1756—1763)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

СТАРАЯ АРМИЯ И ФЛОТ

РУЖЬЕ» ПУЛЯ И ШТЫК

ЛОПАТА И ЛЫЖИ

ПУШКИ И СНАРЯДЫ

КОМАНДИР

ПЕХОТА

КАВАЛЕРИСТЫ

КАЗАКИ .

МОРЯКИ

ФЛОТ

ОРУЖИЕ

ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ!

7 КРАСНАЯ АРМИЯ ОТСТОЯЛА ЗАВОЕВАНИЯ

ОКТЯБРЯ 2

РАЗГРОМ КОЛЧАКА, ЮДЕНИЧА И ДЕНИКИНА

ВОЙНА С ПАНСКОЙ ПОЛЬШЕЙ в 192Э г.

РАЗГРОМ ВРАНГЕЛЯ в 1920 г.

ИЗГНАНИЕ ЯПОНСКИХ ИНТЕРВЕНТОВ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА в 1922 г.

РАЗГРОМ ЯПОНСКИХ САМУРАЕВ У ОЗЕРА ХАСАН в 1938 г. И НА ХАЛХИН-ГОЛЕ в 1939 г.

НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ

ЛИЦО ВРАГА

НЕМЕЦКАЯ ГРАБЬ-АРМИЯ

ГИТЛЕРОВСКИЙ „НОВЫЙ ПОРЯДОК** — НИЩЕТА

И ГОЛОД

СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ!

КРАСНАЯ АРМИЯ — АРМИЯ ПОБЕД

НА СУШЕ

НА МОРЕ

В ВОЗДУХЕ

НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ

ГОРОДА-ГЕРОИ

МОСКВА

ЛЕНИНГРАД

СТАЛИНГРАД

ПРИСЛОВИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ НАШЕЙ ЗЕМЛИ

ДРУЖБА НАРОДОВ

В ТРУДЕ КАК В БОЮ

В КОЛХОЗАХ

БОЕВЫЕ ПОДРУГИ

ЛЕНИН И СТАЛИН —НАШЕ ЗНАМЯ

СОДЕРЖАНИЙ

notes

1

2

ВОЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА

СБОРНИК ПОСЛОВИЦ И КРЫЛАТЫХ слов

Составил М. ШАХИОВИЧ

Ленинградское

газетно-журнальное и книжное издательство

1945

Обложка, щмуцтитула и йаставки работы худ. С. Л/. Мочалова

ш:

Л-,/:

■Щй

йШ'; .

ь*г‘ v ™> > кч, к

т, •

■жк? • •

■ чл1ЛлчУ'Л» • ч* v/ v'i» .vi'-.,

‘viA • ■

■Лк, :■

М$|-л' ,

Mi& ■'

^РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ПОСЛОВИЦ*!

90S

в

elf'i'B, тяжелой, жестокой и … изнурительной. ЩЩборьбе а освоение необозримых пространств-цШщ||нащей отчизны,- в;/жарких, упорных и крове* -J Шщр|проЛйтных битвах,- с чужеземными 1 завоевате^.

• ®ЩЙ>Гяци выковался ' мужественный и стойкий ха-Шрактер русского народа, на протяжении всей

bllm'fcPOP.IT МНОГПВРКОилЙ ИГ.ТППИИ ГРППИЧРГКИ гг.

(евреи многовековой истории героически отстаи-

Уивавилго свободу,? честь* и независимость своей

Цродины. Этот могучий -характер русского народа

былинах

величавых сказаниях, в волшебных сказках У ^чудесных легендах,” в г хитрых загадках и пре-

отразился

в у торжественных

красных песнях, в которых народ воспевал сме-|йШ|лость, , удаль,-.; бесстрашие и оптимизм своих

. v-YUi. .

доблестных сынов, богатырей эемлй русской. Вековые традиции нашего народа — боевой j воинский дух и военная доблесть, любовь к j отчизне и самоотверженная готовность защи-j щать Родину от посягательства иноземных захватчиков —• особенно красочно запечатлены в изумительной мудрости пословиц и поговорок.

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что «пословицы и поговорки выражают мышление народной массы в полноте особенно поучительной. Пословицы и поговорки образцово формируют весь жйзненный, социально-исторический опыт трудового народа».1 ' .

Русские люди всегда с любовью и уважением относились к своим мудрым, метким и образным изречениям, хранящим исторический i опыт народа. «Пословица не на ветер молвится» — говорит народ. «Добрая пословица — не в бровь, а прямо в глаз», «Красна речь пословицей» и т. д. , % –

Великие русские поэты и писатели — Ломоносов, Пушкин, Кольцов, Гоголь, Островский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Горький — собирали и изучали народные пословицы и поговорки.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк

3 М. Горьки к. О литературе, 1937, стр. 221.

кал дую пядь своей земли, драться до последней капли крови за родные города и села, защищать Щ^-свои боевые знамена, овеянные славой русского жШ оружия. …

в

стоит до мира» и т. д. В самом полном соорнике русских пословиц и поговорок, составленном известным писателем, языковедом и фолькло-Ристом В. И. Далем (1801—1872), среди Ш^ ООО народных изречений — одной десятой пасти всех русских пословиц и поговорок — много военных народных изречений.

'УЛ,' . v • ''

Уже древнейшие наши исторические нсточ-$Ж'§л' ники — летописи — содержат многие русские военные пословицы: «Мир стоит до рати, рать

Происхождение военных пословиц исключительно разнообразно. Они возникли как афоризмы—краткие, сжатые суждения о каком-либо явлении или предмете военного быта, сделанные на основе наблюдения и опыта. Так, например, писатель В. Короленко указывал, что меткая русская пословица «На-миру и смерть красна» родилась во время. войны.

Сам военный язык, язык приказов и уставов, сжатый и лаконичный, способствовал образованию многих солдатских изречений. Некоторые воейг ные пословицы возникли путем выделения метких законченных фраз из- различных жанров народного творчества.

V Из солдатской сказки образовались изречения: «Солдат и чорта замучил учением», «Солдат чорта три года со днем в тавлинке проносил»; Из песен солдат: «С предводителем. таким лу'воевать всегда

хотим», «Фридрих Кунерсдорфом подавился и Берлином расплатился» и т. д.

Некоторые пословицы ’имеют своим источником народные картинки 1812 г.: «У бусур-мана ножки тоненьки, душа коротенька» (с лубка «Ратник Гвоздило . и милицейский Долбило»).

Большинство наших военных изречений возникло во время славных битв русского народа с врагами, выросло из практики воинского быта. Так, например, когда в 1812 г. Барклай-де-Толаи спросил больного генерала Д. С. Дох-

Ky.iili'AV • •

“Ш?–Щш

Источник: https://www.booklot.ru/genre/folklore/poslovitsyi/book/voennyie-poslovitsyi-russkogo-naroda/content/3862783-sbornik-poslovits-i-kryilatyih-slov-russkie-voennyie-poslovits-lyubov-k-rodine-narodnyiy-geroizm/

Ссылка на основную публикацию