Фразеологизмы из басен Ивана Крылова
Родился Иван Андреевич в Москве второго февраля 1769 года. Умер великий русский поэт и баснописец в 75 лет, девятого ноября 1844 года.
В детстве Иван мало времени проводил с семьей: он часто был в разъездах. Грамоте мальчик выучился дома, так как отец был очень образованный человек. Также Крылов занимался французским в семье состоятельных соседей.
Отца Иван Андреевич потерял рано, а так как Андрей Прохорович Крылов, отец Ивана, очень увлекался чтением, в наследство мальчику перешел целый сундук различных книг.
Позднее эти прочитанные книги помогли Крылову написать множество великих басен.
Каждый ребенок знает самого знаменитого автора басен Ивана Андреевича Крылова. Очень много фраз и выражений позднее стали фразеологизмами.
А теперь перечислим фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из басен Крылова.
1. Фразеологизм А Васька слушает, да ест (басня «Кот и повар»).
Значение: человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом.
2. Фразеологизм А ларчик просто открывался (басня »Ларчик»).
Значение: проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко.
3. Фразеологизм Сильнее кошки зверя нет! (басня »Мышь и Крыса»).
Значение: человек, которого считают храбрым, сильным, лучшим, а в действительности он таковым не является.
4. Фразеологизм Как белка в колесе (басня »Белка»).
Значение: находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться.
5. Фразеологизм У сильного всегда бессильный виноват (басня »Волк и Ягнёнок»).
Значение: гораздо проще «свешать всех собак» на «младших» по должности или по возрасту, нежели признать собственные ошибки и промахи.
6. Фразеологизм Да только воз и ныне там (басня «Лебедь, Щука и Рак»).
Значение: работа или задача, выполнение которой, по тем или иным причинам, не сдвигается с места, либо сдвигается, но малоэффективно.
7. Фразеологизм Слона-то я и не приметил (басня »Любопытный»).
Значение: главное ускользнуло от внимания.
8. Фразеологизм Зелен виноград (басня »Лисица и виноград»).
Значение: внутренний конфликт, когда и хочется что-то получить, но получить это невозможно, а потому только и остается пренебрежительно отзываться о своей цели.
9. Фразеологизм Ворона в павлиньих перьях (басня »Ворона»).
Значение: так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть всякую, несвойственную ему роль и из-за этого попадает в комическое положение.
10. Фразеологизм Услужливый дурак опаснее врага (басня »Пустынник и Медведь»).
Значение: неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
11. Фразеологизм Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют (басня »Вороненок»).
Значение: что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию.
12. Фразеологизм Избави Бог и нас от этаких судей! (басня »Осел и Соловей»).
Значение: пусть не будет невежественных критиков.
13. Фразеологизм Рыльце у тебя в пуху (басня »Лисица и сурок»).
Значение: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.
14. Фразеологизм Великий зверь на малые дела (басня »Воспитание льва»).
Значение: люди, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий.
15. Фразеологизм Вперед чужой беде не смейся (басня »Чиж и Голубь»).
Значение: кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.
16. Фразеологизм Ни пава, ни ворона (басня »Ворона»).
Значение: не красавица и не чудовище.
17. Фразеологизм Тришкин кафтан (басня »Тришкин кафтан»).
Значение: нелепые и необдуманные действия непрофессионала во время устранения проблем приводят к ещё большим проблемам.
18. Фразеологизм Демьянова уха (басня »Демьянова уха»).
Значение: угощение чем-либо, что человек не хочет есть.
19. Фразеологизм Мартышкин труд (басня »Обезьяна»).
Значение: бессмысленная или заведомо ненужная работу.
20. Фразеологизм Кто в лес, кто по дрова (басня »Музыканты»).
Значение: кто-куда, действуют несогласованно, неслаженно.
Источник: http://skorogovorki.com/frazeologizmyi-iz-basen-ivana-kryilova/.html
Басня Крылова Кот и повар
Известная своим иносказательным смыслом басня Крылова Кот и повар – написана в период Отечественной войны 1812 г. Ее герои – слишком мягкий повар и самоуверенный кот, который в отсутствие хозяина съедает все его припасы. Пока повар читает провинившемуся животному нравоучения, тот, не обращая на него внимания, спокойно оканчивает трапезу.
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
“Ах ты, обжора! ах, злодей! -Тут Ваську Повар укоряет,-Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька все-таки курчонка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-А ты…
ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:”Кот Васька плут! Кот Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!”(А Васька слушает, да ест.
)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью,Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Самый простой анализ басни Крылова Кот и повар сводится к такой морали – в тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню.
Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду.
Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.
Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего».
С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития.
Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.
Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/kot-i-povar/
Что означает выражение «А Васька слушает, да ест»?
И ест, ест! Ложкой. ложкой!
«А Васька слушает, да ест» — равнодушие, пренебрежение чьими-то действиями, мнением; безразличие, неуважение. Фраза принадлежит русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Имеет
место в его басне «Кот и повар»:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (А Васька слушает да ест.)»
Крылатые выражения Крылова
- Чем кумушек считать трудиться…
- Вороне как-то бог послал кусочек сыра
- Слон и Моська
- Ай, Моська, знать она сильна…
- Ты всё пела, это дело, так пойди же…
- Глянь, зима катит в глаза
- А вы, друзья, как не садитесь…
- Лебедь, рак и щука
- Беда, коль сапоги начнет точать…
- У сильного всегда бессильный виноват
- А ларчик просто открывался
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
- Видит око, да зуб неймёт
- Уж сколько раз твердили миру
- Когда в товарищах согласья нет
- От радости в зобу дыханье сперло
- Пей, но дело разумей
- Демьянова уха
- Медвежья услуга
- Мартышкин труд
- Рыльце в пуху
- Тришкин кафтан
- Ходить на задних лапах
Басня в аудио-версии
Иван Крылов
Родился в 1769 году предположительно в Москве (точно не известно), мать была неграмотна, отец — армейский офицер. В 1775 году семья поселилась в Твери. Систематического образования Иван не получил. Обучался наукам дома, много читал и благодаря настойчивости, любознательности стал в конце концов одним из самых просвещенных людей своего времени. В девять лет потерял отца.
Семья осталась без средств. В 10 лет Иван начал трудовую деятельность: поступил в магистрат переписчиком бумаг. В 1782 году заботы о пенсии привели Крыловых в Петербург. Хлопоты не увенчались успехом, но Ивану нашлось место канцеляриста в Казенной палате. Сочинительством Крылов увлекся ещё в Твери.
В Петербурге писал пьесы для театра, стихи, сотрудничал в журналах, трудился секретарем и учителем детей у князя С. Ф. Голицына, служил на Монетном дворе. В 1812 году получил должность помощника библиотекаря Публичной библиотеки, в которой пробыл 30 лет. Басни начал сочинять с 1805 года. Всего их создал более 200, объединенных в 9 книг.
Гоголь называл басни Крылова «книгами мудрости самого народа». Умер И. А. Крылов в 1844 году от двустороннего
воспаления легких (по утверждению Википедии). Похороны были пышными.
Официальных детей у Крылова не было. Неофициальной
считается дочь, прижитая им от домработницы
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/a-vaska-slushaet-da-est.html
Крылатые слова. А Васька слушает да ест Цитата из басни И.А.Крылова “Кот и повар” (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает. – презентация
1 Крылатые слова<\p>
2 А Васька слушает да ест Цитата из басни И.А.Крылова “Кот и повар” (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания<\p>
3 А впрочем, он дойдет до степеней известных Цитата из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824), д.1, явл.7, слова Чацкого: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Цитируется в применении к тем, кто угодничает перед кем-нибудь для достижения своих корыстных целей<\p>
4 А судьи кто? Цитата из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824), д.2, явл.5, слова Чацкого: А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма<\p>
5 Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни – обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение “авгиевы конюшни” применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности<\p>
6 Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Цитата из комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” (1836), д.1, явл.1, слова Городничего об учителе: “Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушаю его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?” Последняя фраза получила крылатость в значении: зачем же переходить меру<\p>
7 Ариаднина нить Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий. Метаморфозы, 8, 172; Героиды,10, 103)<\p>
8 Ахиллесова пята В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) – один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в “Илиаде” Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение “ахиллесова (или ахиллова) пята” употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо<\p>
9 Ба! знакомые все лица Цитата из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824), д.4, явл.14, слова Фамусова<\p>
10 Базаров. Базаровщина По имени Базарова, героя романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” (1862), так называют тех представителей разночинно-демократической интеллигенции 60-х годов XIX в., которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально-дворянской интеллигенцией предшествующего поколения, полемически заостряли проявления своего материалистического миросозерцания. Крайности их мировоззрения (узкий практицизм, грубый материализм, отрицание искусства и т.п.) обозначают словом “базаровщина”<\p>
11 Бальзаковский возраст Выражение возникло после выхода романа французского писателя Оноре Бальзака ( ) “Тридцатилетняя женщина” (1831); употребляется как шутливая характеристика женщин в возрасте лет. В этом же значении отсюда возникли выражения: “Бальзаковская женщина”, “Бальзаковская героиня”<\p>
12 Беден, как Лазарь. Петь Лазаря Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, ), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели “духовные стихи” и особенно часто “стих о бедном Лазаре”, созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения “петь Лазаря”, “прикидываться Лазарем”, употребляется в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным<\p>
13 Белая ворона Выражение это, как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, дано в 7-й сатире римского поэта Ювенала (середина 1 в.- после 127 г. н.э.): Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает<\p>
14 Блудный сын Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука,15,11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: “Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим”. Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: “Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”. Выражение “блудный сын” значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях<\p>
15 В России две напасти… Выражение это, характеризующее царскую Россию в период торжества реакции при Александре III, принадлежат В.А.Гиляровскому ( ). Н.Д.Телешов вспоминает: “Гиляй” щедро расточал направо и налево экспромты по всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно укладывая в два или четыре стиха ответ на целые тирады, только что услышанные. Когда только что появилась толстовская пьеса “Власть тьмы”, Гиляй сострил: В России две напасти: Внизу – власть тьмы, А наверху – тьма власти<\p>
16 В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли Цитата из пьесы А.П.Чехова “Дядя Ваня” (1897); эти слова произносит доктор Астров (д.2). Часто цитируется только первая половина фразы<\p>
17 Вавилонское столпотворение Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог “смешал язык их”, они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку (Бытие, 11,1-9). Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха<\p>
18 Вавилонское столпотворение Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог “смешал язык их”, они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку (Бытие, 11,1-9). Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха<\p>
19 Вкушать от древа познания добра и зла Выражение возникло из библейского мифа о произраставшем в раю дереве познания добра и зла, вкушать плоды которого Адаму было запрещено богом под страхом смерти. Но змий-искуситель убедил Еву, что вкусившие плодов этого дерева не умрут, но будут “как боги, знающие добро и зло”. Ева нарушила запрет и побудила Адама сделать то же. За неповиновение богу они были изгнаны из рая (Бытие,3). Выражение употребляется в значении: приобретать знания, постигать смысл разнообразных явлений<\p>
20 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша Цитата из поэмы И.Ф.Богдановича ( ) “Душенька” (1778): Во всех ты, Душенька, нарядах хороша: По образу ль какой царицы ты одета, Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша, Во всех ты чудо света. Эта цитата поставлена эпиграфом к повести А.С.Пушкина “Барышня-крестьянка”<\p>
21 Вот приедет барин – барин нас рассудит Цитата из стихотворения Н.А.Некрасова “Забытая деревня” (1856): “Вот приедет барин – барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу”, – думает старушка<\p>
22 Все дороги ведут в Рим Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена ( ) “Третейский судья, брат милосердия и пустынник”<\p>
23 Герой не моего романа Цитата из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824),д.3,явл.1: Чацкий Но Скалозуб? Вот загляденье! За армию стоит горой, И прямизною стана, Лицом и голосом – герой… Софья Не моего романа. Выражение это употребляется в значении: не в моем вкусе<\p>
24 Глас вопиющего в пустыне Выражение из Библии (Исаия, 40,3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1,3; Иоанн, 1,23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа<\p>
25 Гордиев узел По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать царем того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса и к дышлу ее прикрепил ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать узел должен стать властителем всей Азии. Александр Македонский рассек его мечом. Отсюда и возникло выражение “гордиев узел”, означающее всякое запутанное сплетение обстоятельств; “разрубить гордиев узел” – разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом. 25<\p>
26 Дамоклов меч Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении “Тускуланские беседы”. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего ( гг. до н. э.), стал завистливо говорить о нем, как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это – эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение “дамоклов меч” получило значение нависшей, угрожающей опасности<\p>
27 Двадцать два несчастья Так в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад” (1903) называют конторщика Епиходова, с которым ежедневно случается какая-нибудь комическая неприятность. Выражение это применяется к неудачникам, к людям, с которыми постоянно случается какое- нибудь несчастье<\p>
28 Дом построить на песке Выражение возникло из евангельской притчи о “человеке безрассудном”, построившем “дом свой на песке”. Вскоре, когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился (Матф.,7,26-27). Выражение это употребляется, когда говорится о чем- нибудь непрочном, необоснованном<\p>
29 Драконовские законы [меры, наказания] Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как кража овощей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (Плутарх. Солон). В литературной речи выражение “драконовские законы”, “драконовские меры, наказания” укрепились в значении суровых, жестоких законов. 29<\p>
30 Золотой дождь Выражение употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение. Возникло из греческих мифов о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс явился к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее. Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих художников (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк и др.)<\p>
31 И дым отечества нам сладок и приятен Цитата из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824), д.1,явл.7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит: Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен. Последний стих у Грибоедова – не вполне точная цитата из стихотворения Г.Р.Державина “Арфа” (1798): Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен<\p>
32 Козел отпущения [искупления] Библейское выражение (Левит,16,21-22), возникшее из описания существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла; в день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других<\p>
33 Лишние люди. Лишний человек Выражения эти вошли в литературную речь после появления “Дневника лишнего человека” (1850) И.С.Тургенева. В русской литературе XIX в. “лишние люди” – типы дворян, порвавших с крепостнической идеологией, находящихся в разладе со своей средой, полных лучших стремлений, но не сумевших найти применения своим силам в общественной жизни; позже выражение “лишние люди” стало употребляться в значении: люди, не находящие по разным причинам применения своим знаниям, не принимающие участия в общественной жизни<\p>
34 Фонарь Диогена Греческий писатель III в. н. э. Диоген Лаэртский в 4-й книге своего сочинения “Жизнь, учение и мнения знаменитых философов” рассказывает, что греческий философ Диоген (IV в до. н. э.) однажды зажег днем фонарь и, расхаживая с ним, говорил: “Я ищу человека”. Возникшее отсюда выражение “искать с фонарем Диогена” употребляется в значении: упорно, но тщетно стремиться найти кого или что-либо<\p>
35 Чтение – вот лучшее учение Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью – в 1858 г<\p>
36 Ярмарка тщеславия Выражение из книги английского писателя Джона Бэньяна ( ) “Путешествие пилигрима”; пилигрим проходит через город, о котором говорит: “Имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия”. Английский романист Теккерей ( ) взял выражение “ярмарка тщеславия” как заглавие для своего сатирического романа (1848), в котором изобразил нравы буржуазного общества. Выражение это употребляется как характеристика общественной среды, основным стимулом деятельности которой является тщеславие и карьеризм<\p>
37 Крылатые слова Выражение это восходит к Гомеру (см. “От составителей”), употребляется в значении: афоризмы, цитаты, меткие выражения, ставшие ходячими поговорками<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/601141/
Крылатые выражения в баснях И.А. Крылова
1. История создания басен
Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него.
Басня – один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.
Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в шестом веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.
Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград». «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие.
К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.
Эллада – мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились, но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел – свободная страна,
Не вся захвачена поэтами она.
Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писались в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII-XVIII веков.
В эпоху Просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредотачивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали». Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», – писал Сумароков. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.
Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.
Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басни – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность – главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
2. Краткая биография Ивана Андреевича Крылова
басня литература крылов
ИванАндреевич Крылов – русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы “Почта духов” (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 – 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.
ИванАндреевич Крылов родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии.
В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 – 1788 Крылов написал трагедии “Клеопатра” и “Филомела” и комедии “Бешеная семья”, “Проказники”.
Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал “Почта духов”, продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его.
В 1792 он создал новый сатирический журнал “Зритель”, сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести “Каиб” аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию.
Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
В 1791 – 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия “Трумф, или Подщипа” – остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.
В 1801 Крылов завершил комедию “Пирог”, поставленную в Петербурге и в Москве.
В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии “Модная лавка” (1806) и “Урок дочкам” (1807).
В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель “сильных” мира сего, угнетающих народ.
Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
. Интересные факты из жизни И.А.Крылова
Дочь Оленина, Варвара Алексеевна, рассказывает, как её отец и И. А.Крылов отправляются во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нем новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто- то спохватывается:
Иван Андреевич, а где же ваша шляпа?
Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без нее являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам.
И тут выясняется, что…Крылов сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются хоть как-то уподобить головному убору. Поломанные перья плюмажа (украшения на головном уборе) кое- как поставили стоймя, и Крылов спешит к императрице.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и правившего вслед за ним его младшего брата Николая I, старалась приблизить ко двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию – Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся уморительным чудаком. Вот императрица входит к обеду.
Крылов приближается, чтобы поцеловать августейшую ручку, и вдруг… чихает на руку императрице. Или другой конфуз. При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она подзывает его, Крылов подходит как- то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Иван Андреевич позабыл надеть чулки.
А сапоги у него дырявые – голые пальцы торчат наружу.
декабря 1825г. Крылов пришел на сенатскую площадь в самый разгар восстания декабристов. Видел вблизи мятежных солдат и с ними своих давних знакомых – Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера. Долго и бесстрашно всматривался он в происходящее, а потом, как рассказывали, на вопрос императора Николая I, зачем он пошел на площадь, отвечал:
Я, ваше величество, подумал, что пожар.
Пожары были страстью Крылова, он готов был вскочить среди ночи и мчаться на другой конец города, чтобы увидеть яркий и страшный разгул стихии.
Его ответ императору, разумеется, был шуткой. Он вообще на все серьезные вопросы либо отмалчивался, либо отшучивался.
4. Крылатые слова и выражения в баснях И.А.Крылова
В нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.
Словарь крылатых слов и выражений
А Васька слушает да ест («Кот и Повар»)
Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по – своему.
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.
А жаль, что не знаком ты с нашим петухом: еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился. («Осел и Соловей»)
Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается.
А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком -либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)
Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.
Без драки попасть в большие забияки («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.
В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.
Великий зверь на малые дела («Воспитание Льва»)
Применяется по отношению к людям, прилагающим много старания и изобретательности для выполнения дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела неспособным.
Видит око, да зуб неймет («Лисица и Виноград»)
Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.
Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
Демьянова уха («Демьянова уха»)
Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.
Дразнить гусей («Дразнить гусей»)
Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.
Если голова пуста, то голове ума не придадут места («Парнас»)
Употребляется по отношению к глупому человеку.
Зелен виноград («Лисица и Виноград»)
Употребляется для выражения мнимого презрения к тому, чего нет возможности достигнуть.
И моего хоть капля меду есть. («Орел и Пчела»)
Употребляется в случаях, когда говорится о личном вкладе в какое-либо общее дело.
Из дальних странствий возвратясь. («Лжец»)
Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.
Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей»)
Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны.
Как белка в колесе. («Белка»)
Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).
Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку. («Кукушка и Петух»)
Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.
Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.
Мартышкин труд. («Обезьяна»)
Бесполезный труд, напрасные страдания.
Надела синица славы, а моря не зажгла («Синица»)
Употребляется по отношению к хвастовству большим, но не исполненным обещанием.
Наши предки Рим спасли («Гуси»)
Употребляется по отношению к людям, которые кичатся прошлыми заслугами или заслугами своих предков.
Огурец с гору («Лжец»)
Употребляется в случаях чрезмерного преувеличения
Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. («Орел и Куры»)
Употребляется по отношению к талантливым великим людям.
От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и Лисица»)
От чувства радости захватывает дух.
Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем. («Скворец»)
Делаешь хорошо то малое, на что способен, и не берись за большое, которое выполнишь плохо.
Попрыгунья стрекоза (« Стрекоза и Муравей»)
Легкомысленная, ветреная женщина.
Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок»)
Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то преступному, неблаговидному.
Слон и моська («Слон и Моська»)
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.
Слона не приметить («Любопытный»)
Не заметить самого главного, важного.
Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется в качестве упрека беззаботному человеку.
Ходить на задних лапках («Две собаки»)
Холопски угождать, выслуживаться, угодничать.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.(«Зеркало и Обезьяна»)
Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.
Заключение
Н.В. Гоголь говорил о баснях Крылова так: “Книга мудрости самого народа”.
С 1809 по 1843 годы И.А. Крылов написал 200 басен. За 200 прошедших лет не только не устарел их язык, но до сих пор актуальны и сатира, и пороки, которые в них высмеиваются. За два века, конечно, изменились реалии жизни.
Некоторые из них при чтении басен, может быть, нуждаются в пояснении. Но, удивительно, нам до сих пор не только понятен крыловский язык, но он продолжает удивлять нас меткостью образов, своей метафоричностью, яркостью.
Приложение
Сочинения И.А.Крылова:
Басни
·Белка,
·Булат,
·Волк и Журавль,
·Волк и Лисица,
·Волк и Ягнёнок,
·Волк на псарне,
·Ворона,
·Ворона и Лисица,
·Гуси,
·Две бочки,
·Две Собаки,
·Демьянова уха,
·Дерево,
·Заяц на ловле,
·Зеркало и Обезьяна,
·Камень и Червяк,
·Квартет,
·Кот и Повар,
·Кошка и Соловей,
·Крестьянин и смерть,
·Крестьянин и Работник,
·Кукушка и Петух,
·Кукушка и Орёл.
·Ларчик,
·Лев и Комар,
·Лев на ловле,
·Лебедь, щука и рак,
·Лисица и Виноград,
·Лиса-строитель,
·Лисица и Сурок,
·Листы и Корни,
·Лжец,
·Любопытный,
·Лягушка и Вол,
·Мартышка и очки,
·Муравей,
·Мышь и Крыса,
·Обоз,
·Обезьяна,
·Овцы и Собаки,
·Орёл и Пчела,
·Осёл и Мужик,
·Осёл и Соловей,
·Петух и Жемчужное зерно,
·Пёстрые овцы,
·Пустынник и Медведь,
·Пушки и Паруса,
·Пчела и Мухи,
·Рыбья пляска,
·Свинья под дубом,
·Синица,
·Скворец,
·Слон и Моська,
·Слон на воеводстве,
·Собачья дружба,
·Совет Мышей,
·Стрекоза и Муравей,
·Тришкин кафтан,
·Трудолюбивый Медведь,
·Чиж и Голубь,
·Щука и Кот,
·Щука
Другие сочинения
·Кофейница (1783, опубл. 1869, комическая опера),
·Бешеная семья (1786, комедия),
·Сочинитель в прихожей (1786-1788, опубл. 1794, комедия),
·Проказники (1786-1788, опубл. 1793, комедия),
·Филомела (1786-1788, опубл. 1793, трагедия),
·Американцы (1788, комедия, совместно с А. И. Клушиным),
·Каиб (1792, сатирическая повесть),
·Ночи (1792, сатирическая повесть; незакончено),
·Триумф («Подщипа»; 1798-1800, опубл. 1859; распространялась в рукописных списках),
·Пирог (1801, опубл. 1869, комедия),
·Модная лавка (1806, комедия),
·Урок дочкам (1807, комедия),
·Илья-богатырь (1807, комедия).
Источник: http://diplomba.ru/work/93917
«А Васька слушает, да ест»: значение фразеологизма, его происхождение
Образование 11 января 2016
Фразеологизмы – универсальные выражения. С их помощью можно передать свои мысли, чувства, показать собственное отношение и отношение других. Например, сказать: «А Васька слушает, да ест». Значение и происхождение фразеологизма мы рассмотрим в этой статье. И отметим, какое отношение выражает это устойчивое сочетание слов.
«А Васька слушает, да ест»: значение фразеологизма
Для точного определения этого выражения обратимся к словарю устойчивых оборотов под редакцией Розе Т. В. В нем имеется толкование фразы: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма в этом словаре – «один человек упрекает, а другой не обращает на упреки внимания».
Как же образовался такой оборот? Об этом вы узнаете далее.
Происхождение выражения
Фразеологизмы образовываются по-разному. Некоторые из них являются чьими-то высказываниями, другие – народными изречениями.
Есть выражения, которые являются цитатами из произведений художественной литературы. Среди них можно отметить фразу: «А Васька слушает, да ест».
Значение фразеологизма, как мы уже отметили, – игнорировать то, что говорят, и продолжать делать свои дела, не замечая чьего-то недовольства.
https://www.youtube.com/watch?v=RjbS4geSPmM
Пришло выражение в нашу речь из произведения И. А. Крылова – басни «Кот и повар».
Что представляет собой это стихотворение, в связи с чем рассматриваемая нами фраза приобрела такое значение? Об этом вы узнаете, ознакомившись с содержанием этой истории и ее анализом.
Видео по теме
Басня И. А. Крылова «Кот и повар»
В этом кратком иносказательном и нравоучительном стихотворении автор рассказывает следующую историю. Один повар, грамотей, отошел с поварни в кабак. В тот день он отмечал тризну по куме, так как был набожным человеком. Стеречь еду от мышей он оставил своего кота.
А когда повар вернулся в свой дом, что же он увидел? На полу лежат остатки пирога, а его кот Васька в углу за бочонком, ворча и мурлыча, ест курицу. Повар начинает ругать животное, называет его обжорой и злодеем. Он пытается воззвать к его совести, мол, тебе должно быть стыдно не только перед стенами, но и перед людьми. В то же время кот продолжает доедать курицу.
Повар и далее высказывает свое недоумение, обиду и злость на животное. Он говорит, что тот был до этого честным и смиренным, был примером, а сейчас он позорит самого себя.
Теперь все будут называть кота плутом и вором и не пустят не то что в поварню, но даже во двор, – продолжает высказываться повар.
Сравнивает Ваську с волком в овчарне, порчей, чумой, язвой и никак не может закончить свое возмущение и нравоучение. А кот тем временем слушал и ел, пока не съел все жаркое.
Свою басню Крылов заканчивает основными мыслями. Он пишет, что вместо длинных пустых речей в таких ситуациях нужно употребить власть.
Своим произведением автор показал, что в некоторых случаях нужны действия, а не слова. Нельзя быть мягкотелым с теми, кто ведет себя грубо. Не нужно быть наглым котом Васей, но не надо быть и наивным, доверчивым и бесхребетным поваром, – вот что хотел сказать нам автор своим произведением.
Благодаря этой басне в копилку богатств русского языка вошло выражение: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма связано с поведением главного персонажа произведения. Он не обращает внимания на своего хозяина и продолжает свое дело – доедает курицу. Так и появился этот фразеологизм.
Употребление
Мы узнали толкование и этимологию выражения: «А Васька слушает, да ест». Фразеологизм появился еще в 1812 году. Несмотря на это, он все еще актуален.
Его можно встретить в литературе, СМИ, услышать в обыденной речи. Это выражение направлено к людям, которым нет дела до других, наглым, невоспитанным.
Ведь оно означает игнорирование чужих слов, продолжение действий, наносящих кому-то вред.
Источник: fb.ruНовости и общество
“На деревню дедушке”: значение фразеологизма, его происхождение
Устойчивые выражения, которыми так богат русский язык, делают нашу речь выразительной и емкой. Благодаря ним мы можем передавать свои мысли более глубоко и ярко, поэтому они настолько ценны.Кроме того, у каждог…
Новости и общество
“На воре шапка горит”: значение фразеологизма, его происхождение
Немало в русском языке интересных устойчивых выражений. Некоторые из них уже давно устарели и не пользуются популярностью. Но есть и такие, которые актуальны и по сей день. Среди них можно выделить фразу «на вор…
Образование
“Имя им легион”: значение фразеологизма, его происхождение
Русский язык знаменит речевыми оборотами, смысл которых трудно понять, не имея под рукой словаря. Скажем, откуда взялось крылатое выражение «Имя им – легион»? Значение фразеологизма едва ли удастся п…
Образование
“Земля обетованная”: значение фразеологизма, его происхождение
Многие речевые обороты, которые можно встретить в устной и письменной речи, пришли в русский язык из мифов и легенд. Не является исключением и выражение «земля обетованная». Значение фразеологизма легко по…
Образование
«В ногах правды нет»: значение фразеологизма, его происхождение
К фразеологизмам относятся различные устойчивые выражения: цитаты, высказывания, поговорки. С их помощью можно точно и ярко выразить свою мысль. Поэтому фразеологизмы встречаются не только в учебниках, художественной …
Образование
“Комар носа не подточит”: значение фразеологизма, его происхождение
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, с помощью которых можно дать оценку людям, их поведению, словам, действиям, поступкам и т. п. Однако прежде чем применять их в своей речи, следует знать их значение, в к…
Образование
“Глас вопиющего в пустыне”: значение фразеологизма, его происхождение
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов – появляются благодаря историческим событиям и лицам, художественной литературе, народным высказываниям и другим факторам. Немало таких выражений пришли в нашу реч…
Образование
“Без году неделя”: значение фразеологизма, его происхождение
Продолжительность чего-либо можно указать количеством времени или, если она короткая, устойчивым сочетанием слов «без году неделя». Значение фразеологизма, историю его происхождения мы рассмотрим в этой ст…
Новости и общество
Ищите и обрящете. Значение фразеологизма, его происхождение и использование в речи
Случалось ли такое, что вместо обычных слов вам вдруг хотелось выразиться более возвышенно, пафосно; произнести красивую фразу, удивив собеседников выразительностью своей речи? А может, наоборот, вы стремитесь сделать…
Образование
«От горшка два вершка»: значение фразеологизма, его этимология
Устойчивые выражения характеризуют различные характеры и особенности. Благодаря им легко отметить даже отличительные параметры человека. Например, используя выражение «от горшка два вершка». Значение фразе…
Источник: http://monateka.com/article/184293/
Из каких произведений эти крылатые фразы: А Васька слушает да ест (см.)?
Из каких произведений эти крылатые фразы: А Васька слушает да ест (см.)?
-
quot;А Васька слушает да естquot; – это выражение из басни Крылова, которая называется quot;Кот и поварquot;;
quot;Все свое ношу с собойquot;- это выражение, ставшее крылатой фразой произнс греческий философ Биант;
quot;Делу-время, потехе-часquot; – выражение из книги о соколиной охоте семнадцатого века;
quot;А ларчик просто открывалсяquot; – это выражение из басни Крылова, которая называется quot;Ларчикquot;.
-
А Васька слушает да ест – вспоминаем довольно известную басню Крылова quot;Кот и поварquot;, эта фраза именно от туда.
Все свое ношу с собой – это изречение отнесет нас к Древне Римской истории, так как происхождение сво она берет именно от туда.
Делу-время, а потехе-час – это Русь 17 века, фраза была в книге о соколиной охоте, но часто е воспринимают как пословицу.
А ларчик просто открывался – фраза из ещ одной басни Крылова, называется она quot;Ларчикquot;.
-
Отрывок quot;А Васька слушает да естquot; принадлежит басне Крылова под названием quot;Кот и Поварquot;. И отрывок quot;А ларчик просто открывалсяquot; тоже принадлежит ему (Крылову), оно из басни quot;Ларчикquot;.
А это выражение, quot;Все свое ношу с собойquot; пришло к нам от философа, имя которого Биант.
Делу-время, потехе-часquot; ещ одна фраза, которую мы quot;привыкли повторять, так вот это выражение взято из книги.
-
Стоит у меня на полке замечательная, в тоненьком переплте, книжечка quot; Русские пословицы, поговорки и крылатые выраженияquot;, которую я, увидев в букинистическом магазине, тут же схватила и пошла к кассе. Не могла я пройти мимо народной мудрости. Авторы крылатых выражений это тоже народ.
Заглянув в эту кладезь мудрости, доложу вам, что выражение Делу – время, а потехе – час собственноручно написал на краешке книги о соколиной охоте сам русский государь Алексей Михайлович (1629 – 1676), который, видимо любил это занятие, но и о государственных делах не забывал.
Общеизвестные крылатые выражения А Васька слушает да ест и А ларчик просто открывался принадлежат перу прекрасного русского писателя и баснописца Ивана Андреевича Крылова, которые прозвучали в басне Кот и повар и Ларчик.
Кто изучал латинский язык, а возможно и нет, но все равно знают известное крылатое выражение Вс свое ношу с собой – Omnia mea mecum porto. Так сказал греческий философ Биант, имея в виду, что богатство человека состоит в его внутреннем мире.
-
Первая и четвертая фразы принадлежат перу баснописца Крылова. 1. Кот и повар. 4. Ларчик.
Третья про дело и потеху взята из древнейшей книги 1656 г. Ее написали по требованию царя Алексея Михайловича в середине 17 века.
Называлась она очень длинно: quot;Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья путиquot;. Вторая фраза о том, что свое лучше носить в себе берет начало из древнеримской истории.
Подобные фразы учили школяры по латыни в дореволюционных гимназиях.
-
Про Ваську, который слушает и ест я часто говорю в пример своему сыну. Он, кстати, и басню эту про Кота и повара очень любит, е Крылов написал.
Про то, что свое нужно носить с собой, нам из древней Греции пришло, от философа.
Про дело и потеху – пословица известная.
Ну а про то, как просто открывался ластик – опять же наш любимый Крылов.
-
Все свое ношу с собой – слова древнегреческого философа Бианта Приенского. Когда его город окутал пожар, он уходил из него ни с чем, в то время, как другие хватались за все, что можно. Этим своим выражением Биант показал, что настоящее богатство – это душа и разум человека, а не его сбережения.
А Васька слушает, да ест – из басни Крылова quot;Кот и поварquot;:
А вот окончание этой басни:
В детстве я получила в подарок книгу с крылатыми словами и выражениями, в которой можно было почитать о происхождении известных фраз. Кроме того, все мы учили в детстве басни Крылова, поэтому такие крылатые фразы как:
известны с детства. Первая фраза из басни quot;Кот и поварquot;, а вторая из басни quot;Ларчикquot;.
Остальные две фразы хоть и на слуху, но нужно поискать, откуда они появились.
произнес философ из Греции Биант.
– русская пословица, известное крылатое выражение.
Первая фраза из басни Крылова под названием Кот и повар.
Второе выражение было упомянуто филисофом Биант.
Третья фраза из книги 17 века, которая рассказывает о соколиной охоте.
Последняя фраза тоже из Крылова в басни Ларчик.
А Васька слушает да ест – басня Крылова quot;Кот и поварquot;.
Все свое ношу с собой – это из древнегреческого мифа об одном мудреце.
Когда враги заняли его город и все жители ушли, взяв с собой все самое ценное, он ушел пустой, и сказал эту фразу, имея ввиду свои знания.
Делу время, потехе час – это русская пословица.
А ларчик просто открывался – басня Крылова quot;Ларчикquot;.
Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/iz-kakih-proizvedenij-eti-krilatie-frazi-a-vaska-slushaet-da/