Пословицы к сказкам пушкина

Сказка ложь, да в ней намек! Загадки по сказкам Пушкина

Дорогие читатели, со сказками Александра Сергеевича Пушкина мы знакомим детей с раннего детства. Они учат добру, терпению, вере в чудеса. Вместе с детьми мы возвращаемся к ним, смотрим чудесные мультфильмы по этим сказкам.

Давайте сегодня проверим, насколько хорошо наши дети знают сказки Пушкина. А помогут нам в этом загадки. В нашей подборке загадки по сказкам А.С Пушкина для дошкольников и учеников начальной школы. И, конечно, есть ответы на тот случай, если вы забыли некоторые моменты в сказках.

Не торопитесь вашим детям подсказывать ответы. Пусть они подумают, а вы можете задать наводящие вопросы. Для детей и вас это может быть очень интересно и познавательно. Ведь потом снова можно будет вернуться к сказкам, перечитать их и восполнить пробелы. Эту подборку можно использовать и для проведения викторины по сказкам А.С.Пушкина.

К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы. Всё скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети, В 20, в 30 лет и 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство свежих красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.

И. Акулинина

Жил-был поп, толоконный лоб…

Загадки по сказкам Пушкина для дошкольников с ответами. Угадай загадку!

«Сказка о рыбаке и рыбке»

***

Он в землянке жил тридцать три года, И рыбачить ходил в любую погоду. Да бранила его жена-старуха открыто За разбитое, негодное корыто. Он с владычицею морской вёл беседу, И исполнила она три желания деда. А когда рассердилась, взбунтовалась — Море синее почернело, взволновалось. Назови мне скорей с улыбкой! — Это сказка о…

(Рыбаке и рыбке)

***

Рыбка в сказке есть у нас, Золотой ее окрас. Кто желанье загадает, Все вмиг от нее получает.

(Золотая)

***

Вот под ясным синим небом В море кто закинул невод? Злату рыбку изловил, Пожалел и отпустил?

(Старик)

***

Тридцать три года — такие дела — Старуха у моря все пряжу пряла. А дед неудачной рыбалкою жил. Что за жилье у них было, скажи?

(Землянка)

***

Сказки Пушкина читал? Сетью той старик поймал В море рыбку золотую. Знаешь, братец, снасть такую?

(Невод)

***

Пару раз старик невод кинул, Но поймал лишь траву да тину. Кто, скажите, на раз на третий Вдруг случайно попался в сети?

(Рыбка)

***

Я вопрос тебе припас. Подскажи: что в первый раз Стал у рыбки дед просить, Чтоб старухе угодить?

(Корыто)

***

Сказка — ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек. В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье.

(Корыто)

***

Хвостиком виляет Желанье исполняет.

(Рыбка)

***

Стало мало ей корыта. И избы уже ей мало. Ну-ка, быстро подскажите, Кем затем старуха стала?

(Дворянка)

Чьи это слова?

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….»

(Старуха)

***

«Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь»

(Золотая рыбка)

***

Воротился старик нынче с моря, Рассказал мне великое чудо: Что поймал сегодня он рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась, чем только пожелает! Не посмел он взять с неё выкуп! Так пустил её в синее море!

Дурачина, такой простофиля!

Не сумел он взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял он с неё корыто, Наше – не корыто, разруха! Догадались, кто я? …

(Старуха)

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

***

Если сказку мы эту знаем, То почешем в раздумьях лоб: На что же, Балду нанимая, Надеялся хитрый поп?

(Авось)

***

Живет батрак в поповом доме, Спит обычно на соломе. Полбу ест за четверых, Работает за семерых.

(Балда)

***

С первого щелка Подпрыгнул я до потолка; Со второго щелка Лишился я языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика! А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты за дешевизной»! И зачем я ему подставил свой лоб? Как зовут меня? …

(Поп)

***

В сказке попу обязались черти Что-то платить до поповой смерти. За тем и пошел к ним Балда, не споря, Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.

(Оброк)

Чьи это слова?

«Да вот верёвкой хочу море морщить, Да вас, проклятье племя, корчить! …»

(Балда)

По всем сказкам А. С. Пушкина сняты мультфильмы. И если ваши дети их смотрели, читали сами сказки, то отгадать из какой сказки отрывок им будет совсем не трудно. Предлагаем посмотреть познавательную видео викторину по этим сказкам.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Загадки по сказкам Пушкина для начальной школы с ответами

«Руслан и Людмила»

***

День и ночь, как заведённый, По цепи златой кругом Ходит этот зверь учёный. Знаешь, речь идёт о ком?

(Кот)

***

Немало сказок интересных Поведать может кот ученый. Так назовите же то место, Где с цепью дуб растет зеленый?

(Лукоморье)

***

Листвой резною он шумит, Златая цепь на нём висит.

(Дуб)

***

На ветвях сидит не птица, А сидит краса-девица. Сладким голосом поёт Над рекою в чаще: Околдует, зазовёт И на дно утащит.

(Русалка)

***

«У лукоморья…» знаешь стих? Не помнишь если, то прочти. Ответь, что «с Бабою-ягой Идёт, бредёт сама с собой»?

(Ступа)

***

Людмила — дочь его меньшая. И зять — Руслан теперь в почете. А вы же, имя князя зная, Его сейчас же назовете…

(Владимир)

***

Черномор хоть бородат, Все же ростом не богат. Всех людей такого роста Называют очень просто.

(Карлик)

Загадки-обманки

Злато он перебирает, И в округе всех пугает. Много у него морщин. Ну конечно это …

(Не Джин, а Кощей)

***

Ходит важно по цепи он, Сказки знает наизусть. Этот зверь мы скажем вслух Называется…

(Не Петух, а Кот)

***

Много дней провел в пути, Хотел Людмилу он найти. Колдун его по небу нес. Это…

(Не Дедушка Мороз, а Богатырь Руслан)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

***

Сбылась трех сестер мечта. Кем, скажите, стала та, Что мечтала лишь одна Выткать море полотна?

(Ткачиха)

***

Очень крепким он родился, Только в бочке очутился. Баре бочку засмолили, В океан её пустили. Мчалась бочка по волнам, Быстро рос ребёнок там, Он волне морской молился И на суше очутился. Вышиб дно и вышел вон, Звали как его? ….

(Гвидон)

***

Князь с купцами повстречался, Их рассказам удивлялся, И передать просил их он Царю Салтану свой поклон.

(Гвидон)

***

Только этот царь родился, Сразу в море очутился. В бочке плыл по морю он, Звался этот царь …

(Гвидон)

***

Волшебство случилось тайное: Остров был необитаемым, А теперь… Ответьте просто вы, Что построено на острове?

(Град)

***

Пушки с пристани палят, Всем сейчас сказать велят, Как зовется этот остров, Где живется сказкам просто?

(Буян)

***

Бабариху как-то раз Укусил он прямо в глаз.

(Шмель)

***

Перед княжеским дворцом Есть у белки дивный дом, А над ним не первый год Что за дерево растет?

(Ель)

***

Что за зверь в хрустальном доме Князю прибыль создает. «Во саду ли, в огороде…» Громко песенку поет

(Белочка)

***

Вряд ли может зуб простой Грызть орешек золотой. Ай да сказочный орех! Что ж внутри орехов тех?

(Изумруды)

***

Маленький зверек Песенки поет И орешки все грызет

(Белка)

***

Лебедь всей волшебной силой В раз второй оборотила Князь-Гвидона в нам знакомое Столь простое насекомое

(Комар)

***

Князь Гвидон по океану Трижды плыл к царю Салтану. Незамеченным добрался. А в кого он превращался?

(Шмель, муха, комар)

***

Увенчалась сказка пиром Угощали медом, пивом В рот ни капли не попало, Все по ним лишь и стекало.

(Усы)

«Сказка о Золотом Петушке»

***

Я с большой, высокой спицы Стерегу царя границы. Чуть опасность где видна, Тут же я очнусь от сна, Шевельнуся, встрепенуся, К той сторонке обернуся И кричу: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!» Тут же все в поход идут И отпор врагу дают! Я красивый, золотой! Я Додону как родной: Шпоры, перья, гребешок! Кто я, дети? …

(Петушок)

***

Он посажен был на спицу, От врагов беречь столицу.

(Петушок)

***

Золотую эту птицу Посадил Дадон на спицу. Коль сидит та птица смирно, То вокруг царя все смирно.

(Петушок)

***

Звездочет царю Дадону Петушка поднес с поклоном… — Отвечай-ка, милый друг, Что потом стерег петух?

(Город, царство)

***

А кому, скажи, дружок, Громко-громко петушок Все кричал: “Ки-ки-ри-ку! Царствуй, лежа на боку!”?

(Дадону)

***

Что с царем накладно вздорить, Вряд ли кто теперь поспорит. Чем, скажите, царь Дадон Мудреца дух вышиб вон?

(Жезл)

Чьи это слова?

«Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу! …»

(Мудрец)

***

«Горе мне! Попались в сети Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла…»

(Царь Дадон)

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

***

Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям — подспорье в море.

(Ветер)

***

Круглолицый, светлоокий, Светит он во тьме глубокой. Назови скорей, дружок, Позолоченный рожок!

(Месяц)

***

Дочка царская живет У семи богатырей. А кого царевна ждет? Вспоминайте поскорей!

(Елисея)

***

Королевич Елисей Долго шел к любви своей. Кем являлся сей герой Для царевны молодой?

(Жених)

***

У царя жена вторая, Дни беспутно коротая, Говорила по секрету С этим маленьким предметом.

(Зеркальце)

***

У царицы злой-презлой Собеседник непростой. Неживой, но говорящий, Скажет правду настоящую.

(Зеркало)

***

Возле терема лесного, Не пуская к дому злого, Он усердно службу нес. Как же звался этот пес?

(Соколко)

Чьи это слова?

«Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?..»

(Мачеха-царица)

***

«Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий …»

(Королевич Елисей)

Предлагаем почитать другие статьи по произведениям А. С.

Пушкина для детей и взрослых:
Александр Пушкин — У лукоморья дуб зелёный
Александр Пушкин — Осень
Александр Сергеевич Пушкин — Няне
Александр Пушкин — Пророк
Стихи А.С.

Пушкина про осень
Александр Пушкин — Зимний вечер
Александр Пушкин — Зимнее утро
Александр Сергеевич Пушкин — Узник
Стихи Пушкина про весну
А.С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Статью завершает стихотворение Н. Алифиренко, в котором очень точно автор показывает, за что и дети, и взрослые любят произведения А. С. Пушкина.

Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

А теперь посмотрите видео и помогите детям закрепить знания. В видео будет предложено три варианта ответа в картинках. Отгадывайте загадки и выбирайте верную картинку.

Источник: https://aromatyschastya.ru/zagadki-po-skazkam-pushkina

Пословицы к сказке «Золотой петушок» (А.С. Пушкин)

***

Сказка о золотом петушке принадлежит перу великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. Это написанный в новаторской для современников автора, очень живой, красочный, проникнутый глубоким смыслом и символизмом текст.

Вышедшее в свет как сказка для детей, сегодня это произведение – скорее, притча для тех редких взрослых, кто не только продолжает читать классику, но и хорошо воспринимает и разумеет поэзию.

Потому как современному читателю, воспитанному на произведениях массовой культуры, стиль Пушкина, в большинстве своём, покажется излишне вычурным, неспешным и малопонятным.

Но, в нижеследующей статье сказка будет выглядеть гораздо проще и понятнее. А украшение пересказа пословицами сделает его ещё красочнее и точнее.

Итак, начнём.

В общем, жил-был в тридесятом царстве славный царь Дадон. По молодости царь-государь любил показать соседям, кто на территории хозяин да у кого войско сильнее.

Сильно натерпелись от царя-забияки соседние государства. Как говорят украинцы: «Кому война – верёвка, а кому – дойная коровка». Но, увы, всему в этом мире однажды приходит конец.

Читайте также:  Загадки о снеге

Пришёл конец и дадоновому тщеславию: как царь постарел и захотелось ему покоя.

Но не тут-то было! Соседи быстренько всё поняли и дружною толпою накинулись на царство постаревшего завоевателя. Как говаривают в Мордовии, «Где справедливость, там и правда». Царю пришлось непомерно увеличить своё и так большое войско.

Военачальники, вроде бы, работали отлично, слаженно, врагов стабильно побеждали, – но перед поражением агрессоры, всё же, успевали нанести большой вред дадоновым землям и подданным. Да и армия, какая бы она большая ни была, иногда не успевала вовремя реагировать на все акты агрессии соседей.

Старый правитель очень переживал по этому поводу: часто мучился бессонницей, а иногда даже плакал.

Совершенно впав в отчаяние, Дадон решил обратиться за помощью к известному «мудрецу, звездочёту и скопцу». Несчастный царь послал к этому человеку «гонца с поклоном». Как говорится у кумыков, «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдёт».

Мудрец, естественно, приехал. Представши пред государевы очи, он показал Дадону золотого механического петушка. И велел этого самого петушка посадить на спицу на крыше самого высокого здания царства.

Работал этот механический сторож таким образом: если на земли Дадона никто не нападал, то петушок сидел смирно, а если с какой-то стороны царю следовало ожидать нападения, набега или ещё какой беды, то птица кричала и оборачивалась в направлении неприятеля или опасности.

Дадон, понятное дело, «растаял». Думал, все его проблемы решатся разом. Русские в таких случаях говорят: «До лысины дожил, а ума не нажил». И, будучи очень глубоко благодарным мудрецу, сначала посулил тому горы золота. Звездочёт отказался. Дадон ответил: раз так, значит, я исполню первое, что ты у меня попросишь. На это мудрец с радостью согласился.

Петушка посадили на спицу и он, так сказать, приступил к несению службы. Справлялась механическая птичка на отлично.

Если кто где через дадонову границу с недобрыми намерениями переходил, петушок тут же оборачивался в то место, хлопал крыльями и кричал: «Кукареку! Царствуй, лежа на боку!»
По прошествии времени даже неугомонные соседи, все как один, присмирели – снова стали опасаться пожилого завоевателя. А Дадон с радостью зажил спокойной жизнью.

Прошло несколько лет. Петушок ни разу не пошевелился. Как вдруг… Очень рано утром птица закричала, обратившись в сторону востока. Поначалу народ впал в панику, но царь и чиновники всех вскоре успокоили. На восток было отправлена рать под предводительством наследника престола.

Пролетает неделя и ещё один день. От защитников – ни одной весточки. Петух-сторож снова кричит-заливается. Дадон посылает туда же второе войско, которым предводительствует уже его меньшой отпрыск. Опять безрезультатно ждут семь дней и ещё один. И снова петушок заливается криком. Собрав остатки войска, Дадон собственноручно ведёт их на восток, хоть и не видит в этом особого смысла.

Войско продвигается на восток в спешке, не останавливаясь на привал. Ищут пропавших, но не находят ни лагеря, ни побоища, ни надгробий. К вечеру восьмого дня войско царя приходит в гористую местность.

В глубоком ущелье между высокими горами они видят шёлковый шатёр. Вокруг шатра – побитое войско. А внутри…: его сыновья, оба мёртвые, без доспехов, лежат, вонзивши мечи друг в друга. Завыл от горя Дадон, запричитал.

Все остальные подхватили…

Вдруг шатер открылся – и оттуда появилась Шамаханская царица, как всегда, прекрасная и опасная. Посмотрела Дадону в глаза – и тот через секунду забыл о мёртвых детях, ослеплённый колдовской красотой. Волшебница взяла царя за руку, отвела в свой шатёр, напоила, накормила, спать положила. Так продолжалось ровно неделю.

https://www.youtube.com/watch?v=HnoKq6VwIQQ

А по прошествии недели государь с войском и молодой женой отправился в обратный путь. На въезде в столицу их встречало целое море людей. В этом «море» Дадон увидел давнего знакомого, скопца, который смастерил золотого петушка.

Спросил правитель мудреца, чего тот желает. И мудрый старец ответил: «Твою суженую, царицу Шамаханскую». Дадон остолбенел от неожиданности – он готов был исполнить что угодно, но не это. Как говорится, «Сытый бранится при виде котелка».

Попробовал откупиться от старого мага, посулил ему чины, золото, земли, – но тот ничего не взял. Мудрец менять желание отказался. Царь взбеленился и велел старому знакомому убираться, пока цел, а потом ударил мага жезлом по лбу – и тот умер на месте.

Толпа испуганно заахала – а царица всё громче смеялась.

Въехали в столицу. Сильно встревоженный Дадон с собой совладал и снова мило улыбался суженной. И тут произошло нечто необычайное: петушок взлетел со своего высоченного насеста, опустился Дадону на темечко, клюнул царя – и убил. А Шамаханская царица вдруг растворилась в воздухе, будто бы её и не бывало.

***     Внимание!  Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Золотой петушок», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным; краткое содержание сказки «Золотой петушок».

Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-zolotoj-petushok.html

Пословицы и поговорки в письмах и произведениях пушкина

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно время возникновения первых поговорок – метких речений, украшающих речь выразительностью, точностью, позволяющих избежать длинных пояснений. Бесспорно, пословицы и поговорки возникли в далекой древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих речениях: Пословица недаром молвится или Пословица вовек не сломится. Известен интерес русских писателей, в том числе и А.Пушкина, к фольклору. До Пушкина лишь немногие писатели обращались к великим языковым сокровищам, которыми владел простой русский народ. М.Ломоносов, П.Катенин, И.Крылов были особенно близки и дороги Пушкину прежде всего потому, что они начинали сближать книжный язык с языком простого народа.До наших дней дошло 786 писем А.Пушкина 186 адресатам. В них можно выделить около 120 пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки встречаются в письмах к наиболее близким людям, друзьям поэта. Это приблизительно два десятка получателей писем.

В письмах к невесте, а затем жене Наталье Николаевне Гончаровой встречаются такие пословицы и поговорки: семь верст киселя есть; (бедному-то мужу) во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит; взялся за гуж, что не дюж; через пень колоду валю; дай Бог ему (Огареву. – А.Р.

) ни дна ни покрышки!; было бы корыто, а свиньи будут; (отпустил я себе бороду); ус да борода – молодцу похвальба; от добра добра не ищут; плетью обуха не перешибет; начал я было за здравие, да свел за упокой; у меня голова кругом идет; рад бы в рай, да грехи не пускают; а тут я к тебе упаду как снег на голову; а то бы я наврал тебе с три короба; право, душа просит, да мошна не велит; утром дела не делаю, а так, из пустого в порожнее переливаю.
На «втором месте» по количеству полученных писем – близкий друг Пушкина, поэт, журналист и литературный критик Павел Андреевич Вяземский, который за 20 лет получил 74 письма, и в 14 из них встречаются пословицы, разговорные выражения, поговорки: а если брать, так брать, не то что и когтей марать; далеко кулику до Петрова дня – а еще дале бабушке до Юрьева дня; от тебя нет ни слуху ни духу; вот уж тут-то я невинен, как барашек!; он всех нас, стариков, за пояс заткнет; деньги-то с неба не валятся; жаль, если первый блин его будет комом; долг платежом красен; за тычком не угонишься.

Имеются пословицы в 9 письмах из 30 одному из ближайших друзей Пушкина, поэту и критику Петру Александровичу Плетневу: все перемелется – будет мука… впрочем, держусь стоической пословицы: не радуйся нашед, не плачь потеряв; от добра добра не ищут; не так страшен черт, як его малюют.

В письмах к брату Льву Сергеевичу: буду писать тебе спустя рукава, а там хоть трава не расти; я решительно не хочу выносить сору из михайловской избы, – а ты, душа, держи языка на привязи.
И.В. Киреевскому – донос, сколько я мог узнать, ударил не из булгаринской навозной кучи, но из тучи. П.А. Корсакову – пеняйте ж сами на себя. А.А.

Орлову – Ф.Косичкин заварит такую кашу и паче кутью. А.Г. Родзянке – но славны Лубны за горами.
Письмо С.А. Соболевскому написано поэтом из Петербурга 15 июня 1827 года в утешение своего друга, лишившегося матери, и письмо это в самой существенной части состоит из одних пословиц: «Вечор узнал я о твоем горе и получил твои два письма.

Что я тебе скажу? про старые дрожжи не говорят трожды; не радуйся нашед, не плачь потеряв… Перенеси мужественно перемену судьбы твоей, т.е. по одежке тяни ножки – все перемелется, будет мука. Ты видишь, что, кроме пословиц, ничего путного тебе сказать не сумею. Прощай, мой друг».

Как можно заметить, одни пословицы цитируются точно, но чаще поэт незначительно перефразирует пословицу: взялся за гуж, не скажу (вместо не говори), что не дюж; плетью обуха не перешибет (вместо не перешибешь).

Иногда он вставляет в известную пословицу дополнительные слова: я решительно не хочу выносить сору из (михайловской) избы, жаль, если первый блин его будет комом.
Иногда он изменяет одно или несколько слов в пословице: говорят, она (А.П. Керн. – А.Р.) премиленькая вещь – но славны Лубны (вместо Дубны) за горами. Лубны – город, где жила А.П. Керн.

Пословицы и поговорки в письмах Пушкина подчеркивают дружеское расположение его к адресату. В деловой переписке (деловых бумагах) пословицы отсутствуют.
Но больше всего Пушкин интересовался пословицами как поэт, вводя их в свои произведения.

В раннем периоде творчества Пушкина пословицы и поговорки почти совсем не встречаются. Но начиная с 1820 года пословицы и поговорки все чаще проникают в его произведения. Так, уже в поэме «Руслан и Людмила» встречается: Я еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу.

Хоть лоб широк, да мозгу мало! Впервые большое количество пословиц, поговорок, прибауток и других элементов простонародного языка Пушкин вводит в трагедию «Борис Годунов» (1825). Вся сцена в корчме на литовской границе построена с использованием народного фольклора.

Пьяные беглые монахи, шутя и балагуря, свою речь пересыпают веселыми пословицами, поговорками и прибаутками, отчего вся сцена приобретает необыкновенную выразительность.

Варлаам: Что тебе Литва так слюбилась? Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино… да вот и оно!..

Мисаил: Складно сказано, отец Варлаам.
Варлаам (Григорию): Что ж ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?
Мисаил: Вольному воля…
Варлаам: А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку… когда я пью, то трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.
Григорий: Пей да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь: и я порой складно говорить умею.
Григорий (про себя): Вот тебе, бабушка, Юрьев день.
Варлаам: Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; у всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим.
В заключительной сцене в Кремле, у крыльца дома Бориса, человек в толпе произносит: «Яблоко от яблони недалеко падает». Особенно много пословиц, поговорок, сказок, народных песен использует Пушкин в прозаических произведениях. В неоконченном романе «Арап Петра Великого» встречаем 5 поговорок, в «Повестях Белкина» – 14, в «Дубровском» – 5, в «Капитанской дочке» не менее 40 пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки помогают понять характер героя. Вот коллежский регистратор в повести «Станционный смотритель», привыкший за свой век мелкого чиновника только подчиняться, покорно и молча выслушивать претензии и приказания со стороны знатных проезжих.

Его отношение к жизни характеризуют пословицы: От беды не отбожишься; Что суждено, тому не миновать; Что с возу упало, то пропало.

Читайте также:  Пословицы про цифру 1 с картинками

Явившись к офицеру Минскому – похитителю его дочери, он умоляет его вернуть ему его дочь и тут же добавляет: «Ваше высокоблагородие! что с возу упало, то пропало», на что Минский в крайнем замешательстве сказал: «Что сделано, того не воротишь».

Много пословиц и поговорок используют персонажи в романе «Дубровский». Кучер Антон в разговоре с Владимиром Дубровским произносит: напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь». «Господа съезжаются к нему (Троекурову. – А.Р.

) на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи будут», «все мы Божии да государевы; да ведь на чужой рот пуговицы не нашьешь». Троекуров, обращаясь к дворовому мальчику, сказал: «Ага, слуга в барина: каков поп, таков и приход».
В романе «Арап Петра Великого» поговорки, пословицы встречаются в речи и Петра, и Ибрагима.

Приехав в Петербург, Петр, представляя Екатерине Ибрагима, сказал: «Узнала ли ты, Катинька, моего крестника: прошу любить и жаловать его по-прежнему». Беседуя с Корсаковым, Ибрагим произносит: «… знаешь пословицу: не твоя печаль чужих детей качать

– Смотри, Ибрагим, – отвечал смеясь Корсаков, – чтоб тебе после не пришлось эту пословицу доказывать на самом деле, в буквальном смысле».
В «Капитанской дочке» пословицы и поговорки, разговорные выражения Пушкин использует многократно.

В начале романа, рассказывая о домашнем учителе – французе мосье Бопре, Петр Гринев использует устойчивое выражение: «Мы жили душа в душу», поговорку: «Несчастный француз был мертво пьян, семь бед, один ответ». Батюшка Петра Андреевича, благословляя сына, сказал: «Прощай, Петр.

Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Речь дядьки Петра Гринева Савельича и Пугачева просто насыщена прибаутками, пословицами и поговорками.

Савельич: «Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме».

«А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается», «покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра как у Христа за пазухой», «Вот тебе и государев кум! Из огня да в полымя…» Пытаясь добиться от Пугачева возмещения убытков за расхищенное барское добро, Савельич внушает своему питомцу: «с лихой собаки хоть шерсти клок». У Пугачева «есть своя любимая народная песня («Не шуми, мати зеленая дубровушка»), своя любимая народная сказка (калмыцкая сказка об орле и вороне) и свои излюбленные народные пословицы, прибаутки, поговорки.

«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо”»; «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»; «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось…»; «Кто ни поп, тот батька»; «Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет»; «“Долг платежом красен”, – сказал он, мигая и прищуриваясь»; «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».

Пословицы и поговорки в речи обитателей Белогорской крепости – капитана Миронова, его жены Василисы Егоровны, кривого старичка Ивана Игнатьевича, отца Герасима – характеризуют их как набожных, терпеливых и простых людей: Дай Бог вам любовь да совет; Господь не выдаст, свинья не съест!; В животе и смерти Бог волен; Не все то ври, что знаешь, несть спасения во многом глаголании; Не ты первый, не ты последний; Стерпится – слюбится; На грех мастера нет; Худой мир лучше доброй ссоры; Прошу любить и жаловать; «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить».
Пословицы вошли и в эпиграфы глав «Капитанской дочки»: Незваный гость хуже татарина (глава VIII); Мирская молва – морская волна (глава XIV), Береги честь смолоду. В стихотворных произведениях Пушкин использует пословицы, поговорки, разговорные устойчивые выражения значительно реже, чем в письмах и в прозе.

В стихотворении «В.Л. Давыдову» («Меж тем как генерал Орлов…»): «Митрополит, седой обжора, перед обедом невзначай велел жить долго всей России».

В «Эпиграмме» («Лечись – иль быть тебе Панглосом»): «И то-то, братец, будешь с носом, когда без носа будешь ты».
В эпиграмме на иллюстрации А.Н. Нотбека к «Евгению Онегину», помещенные в «Невском альманахе» за 1829 год: «Не плюй в колодец, милый мой». Живой русский язык простого народа, разговорный язык приковывает к себе внимание великого русского поэта. У него появляется решительное желание говорить и писать только по-русски, не по принципу смешения французского с нижегородским, а говорить настоящим русским языком, не боясь его простоты, грубоватости и даже «библейской похабности». В письме к П.А. Вяземскому от 1–8 декабря 1823 года Пушкин высказывается о положительных свойствах русского языка в противовес французскому: «Я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую похабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и фр утонченности, грубость и простота более ему пристали».

Сохранились свидетельства, что Пушкин не только интересовался пословицами и поговорками как поэт, но и сам собирал, коллекционировал и записывал пословицы и поговорки, однако пакет с собственноручными записями поэта русских пословиц и поговорок был украден в 1912 году в вагоне железной дороги у сына поэта, Александра Александровича Пушкина.

Остается надеяться на то, что, может, когда-нибудь найдутся эти записи. Впрочем, творчество А.С. Пушкина, его искренний, горячий интерес к живому русскому языку способствовали тому, что и другие исследователи, в частности, В.И. Даль, заинтересовались народной речью.

Так что, к счастью, нам в наследство достались словари русских пословиц и поговорок, собрания русских народных сказок.

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200200706

Викторина «Сказки Пушкина»

Викторина «Сказки Пушкина»

Подготовительная группа.

Программное содержание:

1 Обучающие задачи:

– обучать детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос;

– формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно- выразительные средства, понимать их значение.

2 Развивающие задачи:

– развивать воображение, внимание, память

– развивать навык звуко- буквенного синтеза

– развивать эстетическое восприятие

3 Воспитывающие задачи:

– воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, за народ, создавший великую культуру; расширение кругозора дошкольников

– знакомство с произведениями великого русского поэта А. С. Пушкина

Словарная работа:

– активизация словаря, объяснение непонятных детям слов, замена их словами, сходными по значению

– обогащение речи в подборе рифм к словам

Оборудование:

– магнитофон

– флешка с записью: музыка из оперы Н. А. Римский- Корсаков «Сказка о царе Салтане»; опера М. Глинки «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский- Корсаков «Полёт шмеля».

– настенная доска

– «чудесный мешочек»

Демонстрационный материал:

– А. С. Пушкин «Сказки» Москва, «Детская литература» 1999г.

– А. С Пушкин Собрание сочинений в десяти томах. Москва издательство «Правда»1981г.

– Любимые сказки А. С. Пушкин «Три девицы под окном…» Издательский дом «Проф- Пресс» Ростов-на-Дону 2014г.

– фотопортрет А. С. Пушкина (формат А4)

– иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане» (формат А4)

– вырезанные из бумаги рыбки с загадками на обратной стороне

– конверт

https://www.youtube.com/watch?v=3PEkvtZ17H8

Раздаточный материал:

– жетоны по количеству детей

– мячик

Предварительная работа:

– оформить книжную выставку по сказкам А. С. Пушкина

– выставка рисунков детей по сказкам А. С. Пушкина

– проведение бесед, образовательной деятельности с детьми по сказкам А. С. Пушкина.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Ведущий обращает внимание на портрет А. С. Пушкина, читает

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но всё Пушкинские – это

Наше вечное начало!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого отправимся в волшебный мир его сказок.

А. С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать, что его будущее было предопределено.

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна. Он записывал сказки, которых великое множество, песни, с интересом «собирал»сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Читаю стихотворение

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Вот она уж в дверь стучится,

Скажем сказке «Заходи!»

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек яблока, то золотая рыбка исполняет желания, то царевна превращается в лебедя – всё это очень интересно. Сегодня мы вспомним любимые всеми сказки А. С. Пушкина.

Что бы было интересно, давайте немного посоревнуемся, для этого разделимся на две команды. В конце игры мы узнаем, какая команда лучше знает сказки А. С. Пушкина. Занятие у нас сегодня не простое, а занятие – состязание. Нам нужно поделиться на две команды и придумать командам название.

Но как же нам поделиться? (дети предлагают). Поделиться можно по разному, например: каждый возьмёт жетон из «чудесного мешочка», на котором нарисована эмблема команды. За каждый правильный ответ команда получает фишки. В конце состязания подсчитаем полученные фишки и определим победителей. (дети достают из «чудесного мешочка» по одному жетону.

Делятся на две команды, которые располагаются на стульчиках сидя на против друг друга).

Итак…

Внимание! Внимание! Внимание!

Начинаем сказочные состязания!

Первый конкурс «Подскажи словечко»

1 Жил старик со соей старухой

У самого синего…. (моря)

2 Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

3 Белка песенки поёт

Да орешки всё…. (грызёт)

Вы ребята молодцы! Смогли правильно ответить на все вопросы. А теперь мы переходим ко второму конкурсу.

Второй конкурс. Загадки.

А сейчас я для порядка загадаю вам загадки

Соглашайтесь без опаски

Вспомните мои вы сказки

И героев, и названье

Приготовились? Внимание!

1 «Тут синее море, тут берег морской

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого-то поймает, и что-то попросит.

Но жадность, ребята, к добру не приводит.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым». («О рыбаке и рыбке»)

(вылавливание рыбок с заданием)

– Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)

– С чем пришёл невод в первый раз? (с одной тиной)

– С чем пришёл во второй раз? (с травой морской)

– С чем пришёл в третий раз? (с золотой рыбкой)

– О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)

– Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты простофиля»)

Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)

– Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (смилуйся, государыня рыбка)

– Какой была старуха в сказке? (жадной)

– Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта)

2 «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

А четвёртая девица. Скажем чудо-мастерица

Не пряла и не ткала, а творила чудеса».

Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? («Сказка о царе Салтане»)

3 Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал:

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!» (петушок)

Молодцы, хорошо справились.

А сейчас, вы наверное устали, давайте мы с вами отдохнём. Встаньте все рядом со своими стульчиками, и повторяйте за мной движения.

Физкультминутка «Сказка про краски»

Если б всё на свете было

Одинакового цвета, (вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (наклоны головы вперёд-назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным… (руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо)

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным! (прыжки на месте, на левой, правой, двух ногах)

(Е. Руженцев)

(звучит музыка из оперы М Глинки «Руслан и Людмила»)

Замечательно!

Ребята, а теперь испытания продолжаются. Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам. И задание называется: «Поиграем в рифмы»

Читайте также:  Пословицы о цвете, красках, рисовании

– ложка-кошка, плошка, мошка, картошка

– совет-ответ, привет

– майка-зайка, зазнайка

– палка-скалка, скакалка

– кот-бегемот

– книжка-мартышка

– подушка-ватрушка

– мальчик-пальчик

– точка-дочка

Молодцы! Справились с заданием! Переходим к следующему конкурсу

Четвёртый конкурс. Игра «Клубочек»

Дети играют в кругу, передавая «клубочек» (мячик) друг другу под музыку; у кого окажется мячик по окончанию музыки, тот называет героя сказок А. С. Пушкина. (звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»)

Если возникает заминка, педагог подсказывает детям, указывая на иллюстрации к сказкам вывешенные на мольберте.

Общее подведение итогов конкурсов

Мы с вами совершили путешествие по некоторым сказкам А. С. Пушкина. Со временем вы познакомитесь и с другими его произведениями и полюбите их.

Вы сегодня очень хорошо потрудились, обе команды отлично играли и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А. С. Пушкина. Ребята, что объединяет все сказки А. С.

 Пушкина? Ответы детей (волшебные превращения, чудеса, красивые царевны, добро побеждает зло)

Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах. Но добро, прославляемое А. С. Пушкиным в своих сказках надолго останется в наших сердцах, а злу там никогда не найдётся места.

К нам приходят пушкинские сказки.

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в Пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Ребята я думаю вы со мной согласитесь, что сегодня у нас нет победителей так как на все задания вы отвечали дружно.

Источник: https://artamonova-ds157archangelsk.eduface.ru/folders/post/1494781

По дорогам сказок А.С.Пушкина | Открытый класс

1. Организация класса.

2.Целеполагание урока.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие по дорогам сказок великого русского поэта А.С.Пушкина.

Большая работа была проведена вами, когда мы знакомились с творчеством поэта: экскурсия по Пушкинским местам Гатчинского района, посещение школьной библиотеки, чтение сказок А.С.Пушкина, рисунки, книжки – малышки, поделки.

3.Вступительная беседа о детстве А.С.Пушкина.

– Подводя итог нашей подготовительной работы, мы начнём наше внеклассное занятие с рассказа о детстве поэта. (1 группа учащихся)

– Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, но люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят и помнят его произведения.

4.Выступления групп детей 

– Итак, мы начинаем наше путешествие по дорогам сказок А.С.Пушкина.

2 группа учащихся подготовила инсценировку сказки. /Ребята инсценируют отрывок из сказки «О попе и его работнике Балде»/

– А зрители должны угадать название сказки и назвать главных героев.

Жил – был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой – какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

………………………..

Зрители угадывают сказку и называют главных героев: Балда, поп, попадья, чёрт, чертёнок.

– При жизни Пушкина эта сказка не печаталась. Написана она была самой первой. Основой послужила русская народная сказка, записанная в Михайловском.

– Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле – Балда сумел обмануть и попа, и чертей. Как аукнется, так и откликнется – поп не хотел платить Балде за работу, понадеялся на русский «авось», да плата в 3 щелка оказалась роковой для жадного попа./

– А сейчас мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма, созданного на основе ещё одной сказки А.С.Пушкина, а ученики 3 группы озвучат эти кадры. /Дети смотрят отрывок из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и слушают озвучивание этого отрывка/

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

…………………………………….

Зрители угадывают название сказки,  называют главных героев: злая мачеха, молодая царевна, царевич Елисей, 7 богатырей, чернавка, собака Соколко.

-Эта сказка была написана в 1833 году. В основу положена русская сказка, написанная в Михайловском.

– Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Любовь способна вынести все испытания – только благодаря чистой любви Елисея к молодой царевне, королевич смог преодолеть все трудности и пробудить свою невесту от сна. Доброта и скромность будут вознаграждены – молодая царевна была доброй, ласковой, терпеливой, скромной, и поэтому именно она, а не злая царица, стала счастливой в сказке./

– А вот перед нами герои другой сказки, и  ученики 4 группы подготовили небольшое кукольное представление. /Дети смотрят отрывок из сказки «О рыбаке и рыбке»/

Вот пошёл он к синему морю;

Видит — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

…………………………………………..

Учащиеся угадывают название сказки  и называют главных героев: старик, старуха, золотая рыбка.

– Эта сказка тоже была написана в 1833 году. Сюжет сказки взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене».

– Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/ Жадность и зависть до добра не доводят – старуха имела слишком много желаний, а много желать – добра не видать. Без труда не выловишь и рыбку из пруда – для того, чтобы добиться своей цели, надо потрудиться, приложить свои усилия. Жадность всякому горю начало – жадный человек – это и завистливый, злой, грубый, с такими людьми неприятно находиться вместе./

– Мы продолжаем наше путешествие, и к нам вышли ребята 5 группы с необычными предметами в руках. Нам нужно угадать, кто хозяева этих предметов и доказать отрывками из угаданной сказки.

Ученики 5 группы держат в руках:

а) белку (игрушку) и орешки;

б) кораблик;

в) лебедя (поделку);

г) прялку и веретено;

д) один из мальчиков нарядился в костюм князя Гвидона.

Учащиеся угадывают название сказки  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Дети называют главных героев сказки: царь Салтан, князь Гвидон, ткачиха, повариха, царевна – лебедь, гости – путешественники.

– «Сказка о царе Салтане…» была написана в 1831 году в селе Михайловском.

– Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Тайное всегда становится явным – ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой придумывали разные способы, чтобы не пустить царя Салтана  к своей жене и сыну, тем самым  скрывали свой подлый поступок, но всё – таки их план был раскрыт.

Зависть – мать всех пороков – две сестры позавидовали третьей в том, что именно её выбрал царь себе в невесты, и всячески препятствовали их совместной жизни; и только терпимость, доброта, бескорыстность царя Салтана, его жены и сына  помогли простить их./

– Чтобы угадать пятую сказку, вам нужно разгадать кроссворд, который подготовили ученики 6 группы.

  1. Назовите автора сказок, о которых мы сегодня говорим. (Пушкин)
  2. Какой период времени проходит между походами сыновей и царя с войсками? (8 дней)
  3. Какого петушка подарил звездочёт царю? (золотого)
  4. К кому обратился за помощью царь, спасая  от нападений врагов свои владения? (к мудрецу)
  5. Что увидел царь в горах на 8 – ой день пути на восток? (шатёр)
  6. Как звали царя, который просил у мудреца помощи в защите от врагов? (Дадон)
  7. Что кричал петушок с « высокой спицы», сторожа границы владений царя Дадона? («Кири – ку – ку, царствуй, лёжа на боку!»)

Ученики  говорят название сказки «Сказка о золотом петушке» и называют главных героев: царь Дадон,  золотой петушок, звездочёт, шамаханская царица.

– Сюжет этой сказки взят из «Сказок Альгамбры» Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», но обработан в духе русской народной сказки.

– Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Надо держать своё слово, даже если жалеешь о сказанном – царь Дадон пообещал мудрецу исполнить его любое желание, но не исполнил своё обещание, за что и поплатился./

Вывод по работе над сказками.

– Какие черты характера осуждает А.С.Пушкин в своих сказках?

/хвастовство, жадность, лень, зависть, трусость, лживость/

-Вы знаете, что в Гатчинском районе есть памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта, и ребята 1 группы подготовили презентацию о нашей поездке.

26 октября наш класс поехал на экскурсию по Пушкинским местам Гатчинского района.   Первая остановка была в Суйде, где жил прадед А.С.Пушкина – Ганнибал. Там мы посетили его могилу, посидели на каменном диване, увидели «дуб  у Лукоморья…». Потом мы приехали в посёлок Кобрино, где жила няня А.С.Пушкина Арина Родионовна.

Небольшой деревянный домик, что стоит у самой дороги, проходящей через деревню Кобрино, стал любимым местом туристов. На протяжении двух веков был он тесно связан с жизнью няни А.С.Пушкина – Арины Родионовны, её семьи и потомков.

   Имя Арины Родионовны навсегда и неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Она была первой слушательницей многих его стихов.

Её доброта, человечность, её пословицы и поговорки, сказки и былины нашли отражение в творчестве поэта.

Многие сказки, записанные со слов  няни, легли в основу произведений Пушкина, среди них сказки « О царе Салтане», « О попе и работнике его Балде», и др. Немало стихов посвятил поэт Арине Родионовне.

     Вплоть до времени открытия в 1974 году музея в доме жили потомки Арины Родионовны, храня память о простой крестьянской женщине, друге великого поэта.

  В «Домике няни» воспроизведено убранство крестьянской избы конца   18 – начала 19 века.                             

При входе – русская печь, рядом, за холщовой занавеской,- кровать, здесь же подвесная детская люлька, простой стол с посудой из дерева, глины и бересты. Широкие лавки, сундуки и другие предметы домашней крестьянской утвари. В углу  иконы и лампадка.

     Любовью народа создан этот музей, все его экспонаты- дары почитателей великого русского поэта.

5. Викторина по сказкам Пушкина.

– А сейчас мы проверим, какими внимательными слушателями вы были. Я предлагаю вам поучаствовать в литературной игре «Там чудеса…» Работа будет проводиться в форме графического диктанта: если вы согласны с предложенным вариантом ответа, то ставите значок “—-” , а, если  не согласны, то значок  «_____».

1) «Волшебное средство»

– Я считаю, что зеркальце принадлежит шамаханской царице. ( ______ )

2) «Волшебное превращение»

-Князь Гвидон превращался в комара.(   ——— )

3) Узнайте героев сказки:

– Черти – герои сказки «О попе и его работнике Балде» (  —— )

4) «Сказочный зачин»

– Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил – был славный царь…Это зачин «Сказки о царе Салтане…»

  (___ )

5) Видеосюжет (из сказки « О рыбаке и рыбке»)

– Этот отрывок из сказки «О царе Салтане…» ( ——– )

6) «Сказочная красавица»

– Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

– Эта сказочная красавица – героиня сказки « О мёртвой царевне и о семи богатырях»

( ____ )

7) Пословицы и поговорки.

  • Главная мысль сказки «О рыбаке и рыбке» такова «Жадность и зависть до добра не доводят». ( ——–)
  • Поговорка «Тайное всегда становится явным» выражает идею «Сказки о царе Салтане..»

      ( ——– )

У ребят получается  графический диктант, который ученики в группах сверяют, находят и доказывают  ошибки.

– Подведение итогов работы литературной викторины.

6.Заключение.

– Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа. И мы ещё не раз вернёмся к творчеству великого поэта в течение нашей жизни. / показ фоторепродукции памятника А.С.Пушкину в Москве/

Прикрепленный файлSize
У домика няни.ppt 396.5 KB

Источник: http://www.openclass.ru/node/219877

Ссылка на основную публикацию