Иван крестьянский сын и чудо юдо: пословицы к сказке

Пословицы к сказке «Иван — крестьянский сын»

***

Сказка «Иван—крестьянский сын» — не только урок героического патриотизма. Наполненность повествования символичными образами даёт возможность прикоснуться к истокам славянской мифологии.

Примечательно, что у сказки «Иван — крестьянский сын» в русском фольклоре существует «двойник» —«Бой на Калиновом мосту». Обе сказки почти идентичны по сюжету.

В некотором царстве, где жили мирные люди, разнеслась весть о том, что поганое чудовище желает напасть на государство. Двое старших сыновей из простой трудолюбивой семьи засобирались на бой с врагом, уговаривая младшего брата Ивана остаться при родителях.

Иван воспротивился такому решению и поехал вместе с братьями защищать родную землю. Почему родители не стали удерживать младшего хорошо объясняет русская пословица —«Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа».

В трудную для отчизны минуту мы все дети одной матери — Родины.

Основное развитие событий в сказке происходит на реке Смородине, на Калиновом мосту, что не случайно. В славянской мифологии это место является рубежом между миром живых и мёртвых, и, соответственно, добром и злом. По огненному мосту души умерших переходят в мир иной.

Отсюда и название моста — «калинов», то есть раскалённый до красна пламенем. Красивое ягодное название реки происходит от древнерусского слова «смород», означающего «сильный запах».

В украинском языке современное слово «сморiд» употребляется в значении «зловоние, неприятный запах».

Чудо-юдо, вышедшее за пределы своего мира, посягнуло не только на земли государства и жизни людей, но и на вековечный баланс добра и зла.

Добравшись до реки Смородины, братья условились по очереди ходить в дозор. Первым пошёл старший, но, не заметив ничего подозрительного, спокойно заснул. С выехавшим шестиглавым чудом пришлось сражаться младшему крестьянскому сыну.

Отрубив все шесть голов, Иван спрятал их под мост, но старшему брату, проспавшему всё сражение, ничего не сказал. Следующая очередь идти в дозор среднего брата. Но и его сморил сон. И вновь приходится младшему Ивану сражаться один на один с чудом-юдом, но уже девятиглавым.

Хотя второй бой для Ивана был сложнее, по колени загнал его змей во сырую землю, он, изловчившись и бросив горсть песка в глаза врагу, одержал победу.

Наутро, Иван показал все отрубленные головы братьям и попросил их не подводить его больше. Пристыженные старшие братья дали слово, что на этот раз они не уснут и в нужную минуту будут рядом.

Ночью, начав сражение уже с двеннадцатиголовым противником, крестьянский сын свистнул и бросил свою рукавицу в избушку, где спали братья.

Не дождавшись подмоги, Иван бросает рукавицу с левой руки, которая пробивает крышу в избушке. Но братья спят!

Чудо-юдо в это время по пояс вбивает богатыря в землю, а свои отрубленные головы возвращает при помощи огненного пальца. Лишь после того, как воин бросает свою шапку, старшие братья просыпаются и выпускают бьющегося в цепях коня Ивана. Освобождённый конь без страха бросается на обидчика своего хозяина. Почувствовав помощь, младший брат повергает и этого врага.

Интересно, что каждый бой даётся Ивану всё тяжелее и тяжелее. В этом виновата не усталость богатыря и увеличение силы чудовищ, а осознание, что в опасный момент братья вновь подводят его. В очередной раз, поверив братьям, Иван разочаровывается в них. «Всякая помощь хороша вовремя» говорит на это осетинская пословица.

Бдительность воина не менее важное качество, чем физическая сила и выносливость. Вернувшись на поле сражения, под предлогом поиска утерянного кушака, Иван, прокравшись в палаты чудо-юд, узнаёт о замыслах матери и жён чудовищ.

Каждая из них, обратившись в заманчивые для усталых путников видения — колодец с водой, яблоня с сочными плодами, мягкий ковёр — собирается спалить их огнём, отомстив тем самым за своих мужей.

Мать-змеиха же, если воинам удастся избежать приготовленных ловушек, «оборотится свиньёй и всех проглотит».

Только благодаря предусмотрительности Ивана, старшие братья не поддаются чарам чудо-юдовых жён. «Бдительного воина не застанешь врасплох» — верно подмечено народом.

Окончание сказки счастливое. Расправившись с жёнами и матерью чудищ, Иван с братьями вернулся к родителям, жить и трудиться на родной земле. Все змеи в тех краях повывелись, «без страха стали люди жить» — добро вновь победило зло!

***     Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

Слова-метки: какие, подбери, подходят, подходящие, есть, на тему, запиши, найти

Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-ivan-krestyanskij-syn.html

Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Русская народная сказка “Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо” Анализ сказки для читательского дневника. Жанр: волшебная народная сказка.

Главные герои сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

  1. Иван – крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
  2. Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
  3. Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
  4. Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
  5. Родители братьев, старики
  6. Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
  7. Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.

План пересказа сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

  1.  Братья собираются в поход
  2. Иван идет с ними.
  3. Старик в лесу.
  4. Разграбленная деревня и старуха
  5. Река Смородина
  6. Бой с Чудом-юдой о шести головах
  7. Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
  8. Наказ Ивана братьям
  9. Огненный палец
  10. Шапка Ивана
  11. Заговор жен и матери
  12. Колодец, яблоня и ковер
  13. Свинья.

Кратчайшее содержание сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо” в 6 предложений для читательского дневника:

  1. Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
  2. Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
  3. Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
  4. Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
  5. Иван спасает братьев по дороге домой.
  6. Счастливое возвращение.

Главная мысль сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.

Чему учит сказка “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.

Отзыв к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Сказка “Иван – крестьянский сын и чудо-юдо” мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.

Признаки волшебной сказки в сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

  1. Зачин и концовка
  2. Волшебные существа – Чудо-юдо, жены, мать
  3. Волшебные превращения – ковер, яблоня, колодец, свинья
  4. Героический подвиг

Пословица к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот – кто победу творит.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Кто за правое дело стоит – тот всегда победит. Не узнал доброго молодца – нечего страмить его.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать.

Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.

Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.

Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.

Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.

Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.

На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.

Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.

Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы – Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.

Бросил Иван правую рукавицу – спят братья. По плечи его змей забил. 

Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.

Утром собирается Иван за мост калиновый, вроде кушак искать. А сам пробрался к дому Чуду-Юдову и услышал как жены и мать змеюка сговариваются братьям отомстить.

Поехали братья обратно, а тут жара и колодец стоит. Остановил братьев Иван и разрубил колодец. Это была первая жена Чудо-юда.

Далее яблоня росла. Разрубил Иван яблоню – то погибла вторая жена.

А потом ковер братья увидели, но Иван кушак на него бросил и сгорел кушак. разрубил Иван и ковер – это третья жена была.

Тут их мать чудо-Юда догоняет, в свинью огромную превратилась. Братья ей пуд соли в пасть кинули. Потом свинья начала выбирать за кем в первую очередь погнаться. тут Иван на нее запрыгнул и оземь стукнул. Погибла свинья.

Вернулись братья домой и больше никакие Чуда-юда там не водились.

Иллюстрации и рисунки к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_6.html

Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо. Русская народная сказка

Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо воплощает извечное стремление русского народа жить в мире. Данный сюжет популярен в сказочном и былинном жанрах о богатырях-защитниках. Поэтому сказка о подвигах смелого героя заинтересует всех читателей. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.

Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо читать

Краткое содержание сказки

Пошли братья биться насмерть с вражьей силой. И младшенький Иванушка попросился с ними. Подъехали к рубежу родной земли. Увидели выжженную землю, а вокруг ни единой человеческой души. Решили молодцы у Калинова моста в дозоре стоять, чтобы не пропустить нечисть поганую в родной край.

Старшие братья повели себя безответственно, уснули в дозоре. А Иванушка вместо них сражался не на жизнь, а на смерть с чудищами погаными, а их отрубленные головы спрятал. Упрекнул он братьев за легкомыслие и предупредил, что решающий бой предстоит ему на третью ночь. Братьев попросил подсобить ему.

Только братья пришли Иванушке на помощь, когда смельчак Чуду-юду все головы отрубил. Братья победу праздновали, а герой в царство Чудо-юдово наведался и узнал, что жены Чуда-юда и Змеиха-мать уничтожить их задумали. По дороге домой Иванушка предупреждал братьев о смертельной опасности и не раз жизнь им спасал.

С победой в родной край вернулись. Стали братья опять на земле работать. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Главный герой сказки – труженик- пахарь, мужественный богатырь. Все лучшие черты народного защитника воплощены в образе Иванушки – сила, смелость, осторожность, наблюдательность.

Чему учит сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо? Сказка учит любви к родине, ответственности, умению добиваться цели. А образы братьев тоже поучительны.

Это предупреждение юным читателям: такая безответственность непозволительна и заслуживает осуждения!

Мораль сказки Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Братья Ивана показали себя ненадежными в ратных делах. Иванушке приходилось действовать за троих. Следовательно, мораль сказки определить можно так: если парень крепко скроен, и один он в поле воин.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Без надежного друга в жизни туго.
  • За край родной стой горой.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/ivan-krestyanskij-syn-i-chudo-yudo-russkaya-narodnaya-skazka/

Урок литературы в 5 классе по сказке “Иван -крестьянский сын и чудо-юдо”

Задачи:

формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.

Мир озарив чудесами,Сказки летят над лесами,На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,Не станет Горыныча-змея…Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,Их никогда не забуду.Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вмиг Сивка-Бурка приснится.

-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?

Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

Знакомство с темой

На доске эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает.

Записывают тему урока и эпиграф

Этап актуализации знаний учащихся:

У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.

Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.

Учащиеся отвечают на вопросы

8. олицетворение

9. концовка

– Ребята, прочитайте зачин сказки.

Что вы узнали?

Отвечают на вопрос.

«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».

Читайте также:  Какие пословицы уместны для картины "опять двойка" (решетников ф. п. )?

– Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их:

– Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти.

– Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?

Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой бу­дет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окру­жают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.

Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь.

Только один имеет имя. Он главный герой

Иван

Братья

Родители

Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для ак­тивного развития сюжета.

Терминологическая работа:

Занесём в схему эпизод «За­вязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.

– Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера.

Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.

Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например:

Иван

– Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?

Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.

Что укрепляет их решение биться?

Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.

Прочитайте о первом подвиге героя.

– Как себя ведет Иван и чудо-юдо?

Это начало развития сюжета.

Слайд 6

«Я его на одну руку посажу, другой при­хлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».

«…так жестоко ударились, что кругом земля простонала»

Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персо­наж «чудо-юдо» и назовите его особенности.

С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый.

Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

«…я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»

«…снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю во­гнал…»

Физкультминутка

Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч…

(Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою.

Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.

Выборочно читают:

«…только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться… Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, до­брых людей избавить!»

«…сыра земля закачалась, воды в реке взволно­вались, буйные ветры завыли, на дубах орлы за­кричали… Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, ис­крами осыпает…»

Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый. (См. предыдущую схему).

– Какой бой оказался самым трудным? Почему?

В эпизоде «3 бой» действие дос­тигает наивысшего напряже­ния, и вводит понятие «куль­минация».

Терминологическая работа:

Ученики высказывают мнение.

Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает.

Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».

В чем отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.

В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства.

– Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?

Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.

Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.

Учитель объясняет уча­щимся, что данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён.

Учащиеся дополняют характеристику героя.

Чем закончилась сказка?

Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд»

Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду.

Мини-исследования (по группам)

Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.

Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры

Ученики читают глаголы и делают вывод:

в названии действий чувствуется пренебрежи­тельное отношение к противникам Ивана и ува­жительное отношение к нему.

  • погоди хвалиться: как бы не осрамиться.
  • Бей, руби, себя не береги
  • Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.

Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?

Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?

Ученики делают вывод:

– Герои победили, но подвиг Ивана – это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.

Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочи­тайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Мало победу желать, надо победу взять.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.

Можно использовать план:

  • Место Ивана в крестьянской семье.
  • Его отношение с родителями и братьями.
  • Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.
  • Главные черты его характера.
  • Способы создания характера главного героя сказки.
  • Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.

Рефлексия

1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным

интересно / не интересно

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-skazke-ivan-krestyanskiy-sin-i-chudoyudo-1588612.html

Иван – крестьянский сын и чудо-юдо – русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

– Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

– Нет, – говорит Иван, – не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят – кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

– Здравствуй, бабушка, – говорят братья.

– Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

– Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства – хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

– Ну, братцы, – говорит Иван, – заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину – все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокренько будет!

Вышел тут Иван – крестьянский сын, из-под моста и говорит:

– Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

Чуду-юду не посчастливилось: Иван – крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.

– Стой, Иван – крестьянский сын! – кричит чудо-юдо. – Дай мне роздыху!

– Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван – крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

– Ну, что, не видел ли чего?

– Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.

Иван ему ни словечка на это не сказал.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня – по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван – крестьянский сын из-под калинова моста:

– Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.

Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван – крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи.

Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

Читайте также:  Пословицы к золотому правилу этики (морали и нравственности)

Утром приходит средний брат.

– Ну, что, – спрашивает Иван, – не видал ли ты за ночь чего?

– Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.

– Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!

Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.

– Вот, – говорит, – какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.

Застыдились братья.

– Сон, – говорят, – повалил…

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

– Я, – говорит, – на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист – выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван – крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали… Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут.

Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился.

Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я только дуну – его и праху не останется!

Вышел тут из-под калинова моста Иван – крестьянский сын:

– Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!

– Это ты, Иван – крестьянский сын! Зачем пришел?

– На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.

– Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.

Отвечает Иван – крестьянский сын чуду-юду:

– Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем – и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось Ивану – крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:

– Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван – крестьянский сын?

– Что за отдых! По-нашему – бей, руби, себя не береги! – говорит Иван.

Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.

Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем – и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.

Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван – крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем – головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.

Тут только братья проснулись, слышат – Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.

Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.

Прибегают тут братья.

– Эх вы, сони! – говорит Иван. – Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.

– Куда это ты в такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после такого побоища.

– Нет, – отвечает Иван, – не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать – обронил таки.

– Охота тебе! – говорят братья. – Заедем в город – новый купишь.

– Нет, мне тот нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит – сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.

Старшая говорит:

– Отомщу я Ивану – крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!

– Это ты хорошо придумала! – говорит старая змеиха.

Вторая сказала:

– А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть – тут их и разорвет на мелкие частички!

– И ты хорошо вздумала! – говорит старая змеиха.

– А я, – говорит третья, – напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть – тут-то их и спалит огнем!

Отвечает ей змеиха:

– И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.

Выслушал Иван – крестьянский сын все это и вернулся к братьям.

– Ну что, нашел ты свой платочек? – спрашивают братья.

– Нашел.

– И стоило время на это тратить!

– Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой.

Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья – стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:

– Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.

– Неизвестно, какая в том колодце вода, – отвечает Иван. – Может, гнилая да грязная.

Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.

– Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! – говорит Иван.

Поехали они дальше.

Долго ли, коротко ли – увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.

Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван – крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала…

– Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!

Сели братья на коней и поехали дальше.

Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят – лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.

– Полежим на этом ковре, отдохнем немного! – говорят братья.

– Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! – отвечает Иван.

Рассердились на него братья:

– Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем – ничего не осталось на месте.

– Вот и с вами то же было бы! – говорит Иван братьям.

Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

– Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот – все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Поехали братья дальше.

Много ли, мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли – хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.

Обрадовалась змеиха – думала, что Ивана – крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.

Видит Иван, что беда неминучая, – припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали…

Смотрят – стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.

– Кузнецы, кузнецы, – говорит Иван, – пустите нас в свою кузницу!

Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.

Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

— Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана – крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:

– Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь…

Устала змеиха, села отдохнуть.

Тут Иван – крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.

И сейчас живут.

Источник: http://novaya-beresta.ru/publ/biblioteka/skazki/ivan_krestjanskij_syn_i_chudo_judo_russkaja_narodnaja_skazka/1-1-0-2216

Иван – крестьянский сын и чудо-юдо

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и  старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не  ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная  весть:  собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей  истребить,  все  города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А  старшие сыновья утешают их:

– Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем  с  ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с  вами  Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти.

– Нет, – говорит Иванушка, – не хочу я дома оставаться да  вас  дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые,  взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали – встречается им старый человек.

– Здорово, добрые молодцы!

– Здравствуй, дедушка!

– Куда это вы путь держите?

– Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю  защищать!

– Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи  булатные.

– А где же их достать, дедушка!

– А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо.  Доедете вы до высокой горы. А в той горе – пещера глубокая. Вход в  нее  большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят  –

стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия  всякого  –  и  не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.

– Спасибо, – говорят, – прохожему  человеку.  С  мечами-то  нам  куда сподручнее биться будет!

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят –  кругом  ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая  избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

– Здравствуй, бабушка! – говорят братья.

– Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

– Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела… Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

– Ну, братцы, – говорит Иван, – заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по  очереди  в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.

В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он  по  берегу, посмотрел за реку Смородину – все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел  громко.

А Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.

Читайте также:  Пословица «старый друг лучше новых двух»: смысл, значение

Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.  Не  стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд  сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали  –  подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста –  конь под ним споткнулся, черный ворон на плече  встрепенулся,  позади  черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся?

Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван –  крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой  не  сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Вышел тут Иван – крестьянский сын из-под моста и говорит:

– Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного  сокола  –  рано перья щипать! Не узнал доброго молодца – нечего  срамить  его!  Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.  Вот  сошлись  они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.

Чуду-юду не посчастливилось: Иван – крестьянский сын с одного  взмаха сшиб ему три головы.

– Стой, Иван – крестьянский сын! – кричит чудоюдо. – Дай мне передохнуть!

– Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот  как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились. Иван – крестьянский  сын  отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек  туловище  на  мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

– Ну что, не видал ли чего?

– Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!

Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую  ночь  отправился  в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь,  он  тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.

Вдруг на реке  воды  взволновались,  на  дубах  орлы  раскричались  –

подъезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на  калиновый  мост  въехал  –

конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо  коня  плеткой  по  бокам,  ворона  –  по перьям, пса – по ушам!

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон,  встрепенулся? Почему ты,  черный  пес,  ощетинился?  Или  чуете  вы,  что  Иван  –

крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так  на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван – крестьянский сын из-под калинового моста:

– Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись!  Еще  посмотрим, чья возьмет!

Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и  снес  у  чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колени Ивана  в  сырую  землю вогнал. Иван – крестьянский сын захватил горсть песку  и  бросил  своему врагу прямо в глазищи.

Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал,  Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище  на  мелкие  части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся.

Лег и заснул, будто ничего не случилось.

Утром приходит средний брат.

– Ну что, – спрашивает Иван, – не видал ли ты за ночь чего?

– Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.

– Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам  и  комара  и муху покажу.

Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы.

– Вот, – говорит, – какие здесь по ночам мухи  да  комары  летают.  А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!

Застыдились братья.

– Сон, – говорят, – повалил…

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

– Я, – говорит, – на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист – выпустите моего  коня  и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван – крестьянский сын к реке Смородине, стоит под  калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое.

Все двенадцать голов  свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь у чуда-юда  о  двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал  чудо-юдо на калиновый мост – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился.

Чудоюдо коня  плеткой  по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!

– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный  ворон,  встрепенулся?

Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван –  крестьянский  сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не  сгодился:

только дуну – и праху его не останется! Вышел тут из-под калинового моста Иван – крестьянский сын:

– Погоди, чудо-юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!

– А, так это ты, Иван – крестьянский сын? Зачем пришел сюда?

– На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!

– Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!

Отвечает Иван – крестьянский сын чуду-юду:

– Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои  слушать.  Пришел  я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы.

Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем,  к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось  Ивану:  чудо-юдо  свистом  его  оглушает,  огнем  его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его  вгоняет…

А сам посмеивается:

– Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван – крестьянский сын.

– Что за отдых? По-нашему – бей, руби,  себя  не  береги!  –  говорит Иван.

Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку,  где  братья  его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил – и опять все головы на местах. Кинулся  он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.

Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван – крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил – головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал  его  в сырую землю по самые плечи… Снял Иван свою шапку и бросил  в  избушку.

От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам  не  раскатилась.  Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь  громко  ржет  да  с  цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, “а следом за ним и сами побежали.

Иванов конь прискакал, стал бить  чудо-юдо  копытами.  Засвистел  чудо-юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.

А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли,  изловчился  и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы.  Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку  Смородину.

Прибегают тут братья.

– Эх, вы! – говорит Иван. – Из-за сонливости вашей я чуть головой  не поплатился!

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать  уложили.

Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.

– Куда это ты в такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул  бы после такого побоища!

– Нет, – отвечает Иван, – не до отдыха мне: пойду  к  реке  Смородине свой кушак искать – обронил там.

– Охота тебе! – говорят братья. – Заедем в город – новый купишь.

– Нет, мне мой нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а  перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался  незаметно  к  чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать – не  замышляют ли здесь еще чего?

Смотрит – сидят в палатах три чудо-юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:

– Отомщу я Ивану – крестьянскому сыну за моего мужа!  Забегу  вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама  обернусь колодцем. Захотят они воды выпить – и с первого же глотка  мертвыми свалятся!

Это ты хорошо придумала! – говорит старая змеиха.

Вторая говорит:

– А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть – тут их и разорвет на мелкие кусочки!

– И ты хорошо придумала! – говорит старая змеиха.

– А я, – говорит третья, – напущу на них сон да дрему, а сама  забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми  подушками.  Захотят  братья полежать-отдохнуть – тут-то их и спалит огнем! – И ты хорошо  придумала!

– молвила змеиха. – Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь  огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!

Подслушал Иван – крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.

– Ну что, нашел ты свой кушак? – спрашивают братья.

– Нашел.

– И стоило время на это тратить!

– Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой. Едут они  степями,  едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется – терпенья нет!

Смотрят братья – стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.

Говорят они Ивану:

– Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!

– Неизвестно, какая в том колодце вода, –  отвечает  Иван.  –  Может, гнилая да грязная.

Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец.  Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара  спала  –

пить не хочется.

– Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, – говорит Иван.

Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали  –  увидели  яблоньку.

Висят на ней яблоки, крупные да румяные.

Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А  Иван  забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…

– Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!

Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят – разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий,  а  на  нем подушки пуховые. – Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем  часок!  – говорят братья.

– Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре  лежать!  –  отвечает  им Иван.

Рассердились на него братья:

– Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.

– Вот с вами то же было бы! – говорит Иван братьям.

Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие  лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

– Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и  яблоня,  и ковер – все это чудо-юдовы жены были. Хотели они  нас  погубить,  да  не удалось им это: сами все погибли!

Поехали братья дальше.

Много ли, мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей – хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не  будь  дурны,  вытащили  из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть.

Обрадовалась свинья –  думала,  что  Ивана  –  крестьянского  сына  с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как  распробовала – снова помчалась в погоню.

Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит…

Тут Иван приказал братьям в разные стороны скакать: один направо поскакал, другой – налево, а сам Иван – вперед.

Подбежала свинья, остановилась – не знает, кого прежде догонять.

Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха  о  землю  ударил.  Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С  тех  пор  все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали.

А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к  матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.

Источник: http://propedagog.ru/russkie-skazki/202-ivan-krestyanskij-syn-i-chudo-yudo

Ссылка на основную публикацию