Пословицы к сказке «Иван — крестьянский сын»
***
Сказка «Иван—крестьянский сын» — не только урок героического патриотизма. Наполненность повествования символичными образами даёт возможность прикоснуться к истокам славянской мифологии.
Примечательно, что у сказки «Иван — крестьянский сын» в русском фольклоре существует «двойник» —«Бой на Калиновом мосту». Обе сказки почти идентичны по сюжету.
В некотором царстве, где жили мирные люди, разнеслась весть о том, что поганое чудовище желает напасть на государство. Двое старших сыновей из простой трудолюбивой семьи засобирались на бой с врагом, уговаривая младшего брата Ивана остаться при родителях.
Иван воспротивился такому решению и поехал вместе с братьями защищать родную землю. Почему родители не стали удерживать младшего хорошо объясняет русская пословица —«Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа».
В трудную для отчизны минуту мы все дети одной матери — Родины.
Основное развитие событий в сказке происходит на реке Смородине, на Калиновом мосту, что не случайно. В славянской мифологии это место является рубежом между миром живых и мёртвых, и, соответственно, добром и злом. По огненному мосту души умерших переходят в мир иной.
Отсюда и название моста — «калинов», то есть раскалённый до красна пламенем. Красивое ягодное название реки происходит от древнерусского слова «смород», означающего «сильный запах».
В украинском языке современное слово «сморiд» употребляется в значении «зловоние, неприятный запах».
Чудо-юдо, вышедшее за пределы своего мира, посягнуло не только на земли государства и жизни людей, но и на вековечный баланс добра и зла.
Добравшись до реки Смородины, братья условились по очереди ходить в дозор. Первым пошёл старший, но, не заметив ничего подозрительного, спокойно заснул. С выехавшим шестиглавым чудом пришлось сражаться младшему крестьянскому сыну.
Отрубив все шесть голов, Иван спрятал их под мост, но старшему брату, проспавшему всё сражение, ничего не сказал. Следующая очередь идти в дозор среднего брата. Но и его сморил сон. И вновь приходится младшему Ивану сражаться один на один с чудом-юдом, но уже девятиглавым.
Хотя второй бой для Ивана был сложнее, по колени загнал его змей во сырую землю, он, изловчившись и бросив горсть песка в глаза врагу, одержал победу.
Наутро, Иван показал все отрубленные головы братьям и попросил их не подводить его больше. Пристыженные старшие братья дали слово, что на этот раз они не уснут и в нужную минуту будут рядом.
Ночью, начав сражение уже с двеннадцатиголовым противником, крестьянский сын свистнул и бросил свою рукавицу в избушку, где спали братья.
Не дождавшись подмоги, Иван бросает рукавицу с левой руки, которая пробивает крышу в избушке. Но братья спят!
Чудо-юдо в это время по пояс вбивает богатыря в землю, а свои отрубленные головы возвращает при помощи огненного пальца. Лишь после того, как воин бросает свою шапку, старшие братья просыпаются и выпускают бьющегося в цепях коня Ивана. Освобождённый конь без страха бросается на обидчика своего хозяина. Почувствовав помощь, младший брат повергает и этого врага.
Интересно, что каждый бой даётся Ивану всё тяжелее и тяжелее. В этом виновата не усталость богатыря и увеличение силы чудовищ, а осознание, что в опасный момент братья вновь подводят его. В очередной раз, поверив братьям, Иван разочаровывается в них. «Всякая помощь хороша вовремя» говорит на это осетинская пословица.
Бдительность воина не менее важное качество, чем физическая сила и выносливость. Вернувшись на поле сражения, под предлогом поиска утерянного кушака, Иван, прокравшись в палаты чудо-юд, узнаёт о замыслах матери и жён чудовищ.
Каждая из них, обратившись в заманчивые для усталых путников видения — колодец с водой, яблоня с сочными плодами, мягкий ковёр — собирается спалить их огнём, отомстив тем самым за своих мужей.
Мать-змеиха же, если воинам удастся избежать приготовленных ловушек, «оборотится свиньёй и всех проглотит».
Только благодаря предусмотрительности Ивана, старшие братья не поддаются чарам чудо-юдовых жён. «Бдительного воина не застанешь врасплох» — верно подмечено народом.
Окончание сказки счастливое. Расправившись с жёнами и матерью чудищ, Иван с братьями вернулся к родителям, жить и трудиться на родной земле. Все змеи в тех краях повывелись, «без страха стали люди жить» — добро вновь победило зло!
*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено
Слова-метки: какие, подбери, подходят, подходящие, есть, на тему, запиши, найти
Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-ivan-krestyanskij-syn.html
Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо
Русская народная сказка “Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо” Анализ сказки для читательского дневника. Жанр: волшебная народная сказка.
Главные герои сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Иван – крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
- Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
- Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
- Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
- Родители братьев, старики
- Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
- Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.
План пересказа сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Братья собираются в поход
- Иван идет с ними.
- Старик в лесу.
- Разграбленная деревня и старуха
- Река Смородина
- Бой с Чудом-юдой о шести головах
- Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
- Наказ Ивана братьям
- Огненный палец
- Шапка Ивана
- Заговор жен и матери
- Колодец, яблоня и ковер
- Свинья.
Кратчайшее содержание сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо” в 6 предложений для читательского дневника:
- Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
- Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
- Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
- Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
- Иван спасает братьев по дороге домой.
- Счастливое возвращение.
Главная мысль сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.
Чему учит сказка “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.
Отзыв к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Сказка “Иван – крестьянский сын и чудо-юдо” мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.
Признаки волшебной сказки в сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
- Зачин и концовка
- Волшебные существа – Чудо-юдо, жены, мать
- Волшебные превращения – ковер, яблоня, колодец, свинья
- Героический подвиг
Пословица к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот – кто победу творит.
https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0
Кто за правое дело стоит – тот всегда победит. Не узнал доброго молодца – нечего страмить его.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать.
Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.
Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.
Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.
Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.
Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.
На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.
Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.
Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы – Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.
Бросил Иван правую рукавицу – спят братья. По плечи его змей забил.
Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.
Утром собирается Иван за мост калиновый, вроде кушак искать. А сам пробрался к дому Чуду-Юдову и услышал как жены и мать змеюка сговариваются братьям отомстить.
Поехали братья обратно, а тут жара и колодец стоит. Остановил братьев Иван и разрубил колодец. Это была первая жена Чудо-юда.
Далее яблоня росла. Разрубил Иван яблоню – то погибла вторая жена.
А потом ковер братья увидели, но Иван кушак на него бросил и сгорел кушак. разрубил Иван и ковер – это третья жена была.
Тут их мать чудо-Юда догоняет, в свинью огромную превратилась. Братья ей пуд соли в пасть кинули. Потом свинья начала выбирать за кем в первую очередь погнаться. тут Иван на нее запрыгнул и оземь стукнул. Погибла свинья.
Вернулись братья домой и больше никакие Чуда-юда там не водились.
Иллюстрации и рисунки к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”
Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_6.html
Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо. Русская народная сказка
Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо воплощает извечное стремление русского народа жить в мире. Данный сюжет популярен в сказочном и былинном жанрах о богатырях-защитниках. Поэтому сказка о подвигах смелого героя заинтересует всех читателей. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.
Сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо читать
Краткое содержание сказки
Пошли братья биться насмерть с вражьей силой. И младшенький Иванушка попросился с ними. Подъехали к рубежу родной земли. Увидели выжженную землю, а вокруг ни единой человеческой души. Решили молодцы у Калинова моста в дозоре стоять, чтобы не пропустить нечисть поганую в родной край.
Старшие братья повели себя безответственно, уснули в дозоре. А Иванушка вместо них сражался не на жизнь, а на смерть с чудищами погаными, а их отрубленные головы спрятал. Упрекнул он братьев за легкомыслие и предупредил, что решающий бой предстоит ему на третью ночь. Братьев попросил подсобить ему.
Только братья пришли Иванушке на помощь, когда смельчак Чуду-юду все головы отрубил. Братья победу праздновали, а герой в царство Чудо-юдово наведался и узнал, что жены Чуда-юда и Змеиха-мать уничтожить их задумали. По дороге домой Иванушка предупреждал братьев о смертельной опасности и не раз жизнь им спасал.
С победой в родной край вернулись. Стали братья опять на земле работать. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо
Главный герой сказки – труженик- пахарь, мужественный богатырь. Все лучшие черты народного защитника воплощены в образе Иванушки – сила, смелость, осторожность, наблюдательность.
Чему учит сказка Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо? Сказка учит любви к родине, ответственности, умению добиваться цели. А образы братьев тоже поучительны.
Это предупреждение юным читателям: такая безответственность непозволительна и заслуживает осуждения!
Мораль сказки Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо
Братья Ивана показали себя ненадежными в ратных делах. Иванушке приходилось действовать за троих. Следовательно, мораль сказки определить можно так: если парень крепко скроен, и один он в поле воин.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Без надежного друга в жизни туго.
- За край родной стой горой.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/ivan-krestyanskij-syn-i-chudo-yudo-russkaya-narodnaya-skazka/
Урок литературы в 5 классе по сказке “Иван -крестьянский сын и чудо-юдо”
Задачи:
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;
воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности.
Мир озарив чудесами,Сказки летят над лесами,На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея,Не станет Горыныча-змея…Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,Их никогда не забуду.Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
-Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого стихотворения?
Вы начали урок с этого стихотворения, потому что мы изучаем сказки и дома читали «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».
Знакомство с темой
На доске эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?
Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает.
Записывают тему урока и эпиграф
Этап актуализации знаний учащихся:
У нас не первый урок по сказкам, и кое-чему вы уже научились. Проверить ваши знания нам поможет волшебный сундучок.
Каждым правильным ответом вы поможете главному герою сказки.
Учащиеся отвечают на вопросы
8. олицетворение
9. концовка
– Ребята, прочитайте зачин сказки.
Что вы узнали?
Отвечают на вопрос.
«Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына».
– Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
Разнеслась вдруг в том царстве государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие братья утешают их:
– Не горюйте , батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод он, чтоб на бой идти.
– Нет -, говорит Иванушка, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом–юдом биться?
Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?
Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой будет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окружают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.
Обозначат на схеме главного героя и тех, кто его окружает, показывают стрелочками связь.
Только один имеет имя. Он главный герой
Иван
Братья
Родители
Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для активного развития сюжета.
Терминологическая работа:
Занесём в схему эпизод «Завязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями.
– Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера.
Ребята называют черты характеров героев: решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др.
Ученики заносят в схему черты характера героев с помощью прямых линий, исходящих из круга, например:
Иван
– Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?
Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.
Что укрепляет их решение биться?
Увиденное в деревне: кругом ни одной живой души, всё выжжено, поломано. Слова старухи: злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.
Прочитайте о первом подвиге героя.
– Как себя ведет Иван и чудо-юдо?
Это начало развития сюжета.
Слайд 6
«Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!» – «Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать! Не узнав доброго молодца, нечего бранить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».
«…так жестоко ударились, что кругом земля простонала»
Отметьте на схеме эпизод «1 бой», соедините с ним персонаж «чудо-юдо» и назовите его особенности.
С помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: шестиголовый, страшный, сильный, хвастливый.
Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
«…я его одним пальцем убью» – «Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё неведомо, чья возьмёт!»
«…снёс у чудо-юдо шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колена Ивана в сырую землю вогнал…»
Физкультминутка
Давайте, ребята, поможем Ивану сразиться с чудо-юдом. Представьте, что у вас в руках меч…
(Звучит музыка) Учащиеся показывают, как они помогают герою.
Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух? Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
Выборочно читают:
«…только дуну – его и праха не останется» – «Погоди хвалиться, как бы не осрамиться… Пришёл я насмерть воевать, от тебя, злодея, добрых людей избавить!»
«…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали… Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём жжёт-палит, искрами осыпает…»
Ученики фиксируют в схеме эпизод «3 бой» по центру схемы и с помощью стрелки соединяют с эпизодом «Завязка. Страшная весть», затем с помощью стрелки соединяют данный эпизод с персонажем и обозначают его особенности: двенадцатиголовый, самый сильный, самый страшный, хвастливый. (См. предыдущую схему).
– Какой бой оказался самым трудным? Почему?
В эпизоде «3 бой» действие достигает наивысшего напряжения, и вводит понятие «кульминация».
Терминологическая работа:
Ученики высказывают мнение.
Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость главного героя, который побеждает.
Ученики дополняют эпизод «3 бой», внося в схему термин «кульминация».
В чем отличие Ивана-крестьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты и занесите их в схему.
В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, он не бахвалится, врага упрекает за похвальбу, речь его пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.
Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства.
– Почему Иван – крестьянский сын после победы над врагами не возвратился домой?
Он узнал о том, что жены решили отомстить за убитых мужей. И погубить братьев.
Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана.
Учитель объясняет учащимся, что данный эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие развязки.
Терминологическая работа:
Ответ: Иван не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён.
Учащиеся дополняют характеристику героя.
Чем закончилась сказка?
Занести в схему эпизод «Концовка. Мирный сельский труд»
Герои возвращаются домой к мирному сельскому труду.
Мини-исследования (по группам)
Найдите в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану его братьям, чуду-юду и его матери и женам.
Многие слова героя звучат как пословицы. Найдите в тексте такие примеры
Ученики читают глаголы и делают вывод:
в названии действий чувствуется пренебрежительное отношение к противникам Ивана и уважительное отношение к нему.
- погоди хвалиться: как бы не осрамиться.
- Бей, руби, себя не береги
- Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать.
Сравните в чем разница финалов сказки «Царевна-лягушка» и «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо?
Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Чему учит сказка?
Ученики делают вывод:
– Герои победили, но подвиг Ивана – это освобождение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех.
Вы должны были дома подобрать пословицы, которые соответствует основной мысли сказки, и записать их. Прочитайте эти пословицы и занесите 2 из них в схему.
За край родной иди бесстрашно в бой.
За Русь иди вперёд, не трусь.
Мало победу желать, надо победу взять.
Смело иди в бой – Родина за тобой.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Жизни не пощадим, а врага разгромим.
Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.
Придёшь незваным, уйдёшь драным.
Д/з: Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне по схеме.
Можно использовать план:
- Место Ивана в крестьянской семье.
- Его отношение с родителями и братьями.
- Поведение Ивана в поединках с чудо-юдом.
- Главные черты его характера.
- Способы создания характера главного героя сказки.
- Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.
Индивидуальное задание: с помощью родителей создать компьютерную презентацию на тему «Мой любимый художник – иллюстратор сказок», подготовить рассказ о художнике с показом его картин.
Рефлексия
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным
интересно / не интересно
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-skazke-ivan-krestyanskiy-sin-i-chudoyudo-1588612.html
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо – русская народная сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:
– Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.
– Нет, – говорит Иван, – не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят – кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
– Здравствуй, бабушка, – говорят братья.
– Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?
– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
– Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства – хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
– Ну, братцы, – говорит Иван, – заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.
В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину – все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокренько будет!
Вышел тут Иван – крестьянский сын, из-под моста и говорит:
– Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.
Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван – крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.
– Стой, Иван – крестьянский сын! – кричит чудо-юдо. – Дай мне роздыху!
– Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван – крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
– Ну, что, не видел ли чего?
– Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.
Иван ему ни словечка на это не сказал.
На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня – по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван – крестьянский сын из-под калинова моста:
– Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.
Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван – крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи.
Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.
Утром приходит средний брат.
– Ну, что, – спрашивает Иван, – не видал ли ты за ночь чего?
– Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.
– Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!
Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.
– Вот, – говорит, – какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.
Застыдились братья.
– Сон, – говорят, – повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
– Я, – говорит, – на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист – выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван – крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.
Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали… Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут.
Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился.
Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился – так на бой не сгодился: я только дуну – его и праху не останется!
Вышел тут из-под калинова моста Иван – крестьянский сын:
– Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
– Это ты, Иван – крестьянский сын! Зачем пришел?
– На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.
– Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.
Отвечает Иван – крестьянский сын чуду-юду:
– Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем – и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану – крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:
– Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван – крестьянский сын?
– Что за отдых! По-нашему – бей, руби, себя не береги! – говорит Иван.
Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.
Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем – и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.
Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван – крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем – головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.
Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.
Тут только братья проснулись, слышат – Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.
Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.
Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
– Эх вы, сони! – говорит Иван. – Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.
– Куда это ты в такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после такого побоища.
– Нет, – отвечает Иван, – не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать – обронил таки.
– Охота тебе! – говорят братья. – Заедем в город – новый купишь.
– Нет, мне тот нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит – сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.
Старшая говорит:
– Отомщу я Ивану – крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!
– Это ты хорошо придумала! – говорит старая змеиха.
Вторая сказала:
– А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть – тут их и разорвет на мелкие частички!
– И ты хорошо вздумала! – говорит старая змеиха.
– А я, – говорит третья, – напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть – тут-то их и спалит огнем!
Отвечает ей змеиха:
– И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.
Выслушал Иван – крестьянский сын все это и вернулся к братьям.
– Ну что, нашел ты свой платочек? – спрашивают братья.
– Нашел.
– И стоило время на это тратить!
– Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой.
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья – стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:
– Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.
– Неизвестно, какая в том колодце вода, – отвечает Иван. – Может, гнилая да грязная.
Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.
– Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! – говорит Иван.
Поехали они дальше.
Долго ли, коротко ли – увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван – крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала…
– Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!
Сели братья на коней и поехали дальше.
Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят – лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.
– Полежим на этом ковре, отдохнем немного! – говорят братья.
– Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! – отвечает Иван.
Рассердились на него братья:
– Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем – ничего не осталось на месте.
– Вот и с вами то же было бы! – говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
– Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот – все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли – хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.
Обрадовалась змеиха – думала, что Ивана – крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.
Видит Иван, что беда неминучая, – припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали…
Смотрят – стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.
– Кузнецы, кузнецы, – говорит Иван, – пустите нас в свою кузницу!
Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.
Подлетела змеиха к кузнице и кричит:
— Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана – крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:
– Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!
Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь…
Устала змеиха, села отдохнуть.
Тут Иван – крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.
А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.
И сейчас живут.
Источник: http://novaya-beresta.ru/publ/biblioteka/skazki/ivan_krestjanskij_syn_i_chudo_judo_russkaja_narodnaja_skazka/1-1-0-2216
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:
– Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти.
– Нет, – говорит Иванушка, – не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали – встречается им старый человек.
– Здорово, добрые молодцы!
– Здравствуй, дедушка!
– Куда это вы путь держите?
– Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!
– Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
– А где же их достать, дедушка!
– А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе – пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят –
стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого – и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.
– Спасибо, – говорят, – прохожему человеку. С мечами-то нам куда сподручнее биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят – кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
– Здравствуй, бабушка! – говорят братья.
– Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
– Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела… Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
– Ну, братцы, – говорит Иван, – заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину – все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали – подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся?
Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Вышел тут Иван – крестьянский сын из-под моста и говорит:
– Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола – рано перья щипать! Не узнал доброго молодца – нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван – крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
– Стой, Иван – крестьянский сын! – кричит чудоюдо. – Дай мне передохнуть!
– Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились. Иван – крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
– Ну что, не видал ли чего?
– Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!
Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались –
подъезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал –
конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван –
крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван – крестьянский сын из-под калинового моста:
– Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет!
Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван – крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи.
Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся.
Лег и заснул, будто ничего не случилось.
Утром приходит средний брат.
– Ну что, – спрашивает Иван, – не видал ли ты за ночь чего?
– Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
– Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.
Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы.
– Вот, – говорит, – какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!
Застыдились братья.
– Сон, – говорят, – повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
– Я, – говорит, – на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист – выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван – крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое.
Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калиновый мост – конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился.
Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона – по перьям, пса – по ушам!
– Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся?
Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился:
только дуну – и праху его не останется! Вышел тут из-под калинового моста Иван – крестьянский сын:
– Погоди, чудо-юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!
– А, так это ты, Иван – крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
– На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
– Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван – крестьянский сын чуду-юду:
– Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы.
Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет…
А сам посмеивается:
– Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван – крестьянский сын.
– Что за отдых? По-нашему – бей, руби, себя не береги! – говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил – и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван – крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил – головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи… Снял Иван свою шапку и бросил в избушку.
От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, “а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
– Эх, вы! – говорит Иван. – Из-за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.
– Куда это ты в такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после такого побоища!
– Нет, – отвечает Иван, – не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать – обронил там.
– Охота тебе! – говорят братья. – Заедем в город – новый купишь.
– Нет, мне мой нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать – не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит – сидят в палатах три чудо-юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
– Отомщу я Ивану – крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить – и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! – говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
– А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть – тут их и разорвет на мелкие кусочки!
– И ты хорошо придумала! – говорит старая змеиха.
– А я, – говорит третья, – напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать-отдохнуть – тут-то их и спалит огнем! – И ты хорошо придумала!
– молвила змеиха. – Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!
Подслушал Иван – крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.
– Ну что, нашел ты свой кушак? – спрашивают братья.
– Нашел.
– И стоило время на это тратить!
– Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется – терпенья нет!
Смотрят братья – стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
– Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
– Неизвестно, какая в том колодце вода, – отвечает Иван. – Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала –
пить не хочется.
– Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, – говорит Иван.
Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали – увидели яблоньку.
Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…
– Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!
Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят – разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. – Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! – говорят братья.
– Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! – отвечает им Иван.
Рассердились на него братья:
– Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.
– Вот с вами то же было бы! – говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
– Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер – все это чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей – хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть.
Обрадовалась свинья – думала, что Ивана – крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала – снова помчалась в погоню.
Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит…
Тут Иван приказал братьям в разные стороны скакать: один направо поскакал, другой – налево, а сам Иван – вперед.
Подбежала свинья, остановилась – не знает, кого прежде догонять.
Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали.
А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.
Источник: http://propedagog.ru/russkie-skazki/202-ivan-krestyanskij-syn-i-chudo-yudo