Какие пословицы уместны для картины “опять двойка” (решетников ф. п. )?

Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Анализ и особенности :

В этой статье мы поговорим о том, как написать сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Проблематика произведения довольно проста и знакома каждому, поэтому обычно проблем у школьников с этой работой не возникает. Тем более что сочинение пишется в 5-м и 6-м классах. Итак, попробуем составить план, который подойдет для детей любого возраста.

Ф. Решетников, сочинение по картине «Опять двойка»: план

Для начала нужно составить план, который поможет в написании:

  • История создания, возможность лучше понять обстановку и характеры персонажей.
  • Описание фона.
  • Образы героев: сначала главного, затем второстепенных.
  • Основная мысль.
  • Подведение итогов.

История создания

В 1952 году была написана картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Сочинение лучше начать с описания изначальной задумки художника. Решетников хотел изобразить отличника, рассказывающего матери об очередной полученной пятерке. Чтобы найти натурщика, художник отправился в школу.

Здесь ему разрешили посидеть на одном из уроков. Но дети волновались, и даже отличник в смущении не смог решить задачу. Он растерянно крутил мел в руках. Так возникла идея изобразить двоечника у доски. С этого момента начались поиски учителя-натурщика, а точнее учительницы, ведь в школе чаще работают женщины.

Художник даже сделал несколько набросков картины с этим сюжетом.

Но и этот вариант не удовлетворил Решетникова, он казался скучным. Тогда пришла идея перенести действие в семью, так как неудача в учебе – это удар по всем ее членам. Для каждого персонажа художник искал реального натурщика, а затем делал множество рисунков-эскизов.

Своего главного героя он нашел во дворе на футбольной площадке. Вихрастый лопоухий мальчик как никто подходил на роль двоечника. Работа закипела. Он первым оказался на полотне, затем появился пес, мама, сестра и младший братик.

Описание обстановки

Продолжаем описанием обстановки сочинение по картине «Опять двойка». Решетников изображает простую советскую семью. Следовательно, и обстановка в квартире самая обычная для тех лет. С момента окончания войны прошло всего семь лет (картина писалась в 1952-м), страна уже начала восстанавливаться, поэтому, несмотря на небогатую обстановку, семья не бедствует.

Возраст детей – 12, 8 и 4 года – говорит о том, что их отец вернулся с войны живым, так как родился третий ребенок. За окном светло, а время зимнее, значит, еще день. Из чего можно сделать вывод, что глава семейства на работе, а мать занимается хозяйством, следит за порядком – дома чистота и уют.

Отец зарабатывает достаточно, чтобы прокормить всех отпрысков, так как у мальчика есть велосипед, дети опрятно одеты, собака также не выглядит голодной. Из всего вышесказанного можно заключить, что двоечник живет в хорошей благополучной семье, у него заботливые и работящие родители.

Оттого мальчику так стыдно – он разочаровал их своим поведением.

Образ главного героя

Должно быть посвящено центральному персонажу сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников). Мальчик стоит, понурив голову, волосы его взъерошены, уши и щеки раскраснелись.

В руках он держит растрепанный портфель, повязанный веревкой, из которого выглядывают коньки. Состояние рюкзака говорит о небрежном отношении мальчика к вещам. Коньки указывают на то, что он не пошел домой сразу после школы, а отправился с друзьями на каток.

Такой поступок мог быть вызван желанием отсрочить наказание или же стыдом.

По одежде видно, что герой только вошел в квартиру, даже не успел раздеться, но всем сразу стало понятно, что из школы он вернулся с дурными вестями. Следовательно, это не в первый раз. Такое предположение подтверждает и название картины.

Примечательно поведение собаки. Она радостно бросается приветствовать маленького хозяина. Видимо мальчик очень хорошо к ней относится. Поэтому мы можем сказать, что наш герой добрый малый.

Он не хулиган, просто безответственный и совестливый сорванец. Весь вид его говорит о раскаянии. Мальчик не хотел расстроить маму и ни со зла или вредности не подготовился к уроку.

Скорее, это вышло из-за легкомыслия.

Остальные персонажи

Одну из ключевых ролей отвел матери мальчика Решетников («Опять двойка»). Описание картины (сочинение) невозможно без характеристики этого персонажа. Волосы ее собраны под косынку, поверх платья надет фартук, видимо, готовила обед до прихода сына. Важно и то, что она сидит – это говорит об усталости.

Дома чисто, следовательно, часто делается уборка. На подоконнике цветок, стол накрыт скатертью – мать пытается создать уют. Взгляд ее полон немой усталой укоризны. Женщина не злится, она просто расстроена и разочарована.

Со своей стороны она сделала все, чтобы обеспечить детям комфортную жизнь, и не может понять, чего еще не хватает сыну.

У стола стоит старшая сестра нашего героя. Девочка опрятно одета, ее портфель в полном порядке. Из него она достает тетради и учебники, видимо, собирается делать домашнюю работу. На шее у девочки ярко-красный пионерский галстук, она явно учится на отлично.

На брата сестра смотрит строго, ее взгляд не такой мягкий, как у матери. Она полная противоположность брату. Девочка злится не только потому, что младший плохо учится, но и оттого, что он этим причиняет боль матери. Малыш, веселый и беззаботный, катается на велосипеде.

Он не понимает серьезности происходящего.

Основная мысль

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» должно раскрыть основную идею произведения. Настроение полотна можно понять по блеклой цветовой гамме, единственное яркое пятно – пионерский галстук. Что касается остальных членов семьи, то до появления двоечника, каждый из них был занят своим делом.

Мать готовила, сестра собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей тому, как безответственное отношение к учебе может расстроить родных и близких людей.

Заставляет задуматься о своем поведении и том, как сами они относятся к школьным занятиям.

Как написать хорошее заключение

Сочинение на тему «Опять двойка» (картина Решетникова) должно оканчиваться небольшим выводом, в котором нужно высказать свое мнение о данном полотне и той проблеме, которую оно затрагивает. При этом необходимо помнить, что это ваше личное мнение, и нет никакого «правильного» ответа. Вы можете осудить или поддержать героя. Главное, обосновать свое суждение.

Начать писать заключение можно со слов «я считаю», «я думаю», «я согласен/не согласен» и проч.

Далее сформулируйте мысль, например, «мальчик повел себя скверно, у него были все условия для того, чтобы хорошо учиться…». А в конце можно рассказать, как бы вы повели себя на месте нашего персонажа.

Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова написать довольно просто, если следовать представленному здесь плану.

Источник: https://www.syl.ru/article/293106/sochinenie-po-kartine-opyat-dvoyka-reshetnikova-f-p-analiz-i-osobennosti

Портал педагога | Картина Опять двойка

Автор: Пислегина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КК Березанская школа-интернат
Населённый пункт: Краснодарский край, Выселковский район, станица Березанская
Наименование материала: Беседа по картине “Опять двойка”
Тема: Картина Опять двойка
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Здравствуйте, ребята. На наше занятие пришли гости, они хотят

увидеть: чему вы научились, как умеете отвечать.

Сегодня мы с вами на занятии вновь работаем по картине и знакомимся

с новым художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина,

по которой мы будем работать, очень интересна тем, что на месте ее

главного героя может оказаться любой из вас. Посмотрите внимательно

на репродукции картин известного русского художника Федора

Решетникова. Прочитайте названия: «Достали языка», «Прибыл на

каникулы», «Мальчишки», «Опять двойка».

-Кто герои этих картин?

(Герои этих картин дети)

-Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего занятия?

(Мы будем описывать картину)

-Верно, мы будем учиться беседовать по картине. Чтобы узнать, по

какой именно картине мы будем с вами работать, необходимо

расставить буквы по порядку. (игровой момент)

Давайте вспомним какие словарные слова, по данной теме, вы уже

знаете.

Картина(от русского «карта») – произведение живописи в красках.

Репродукция(лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок

или картина.

-«Опять двойка», правильно! Эту картину написал Ф. П. Решетников, к

этому занятию Демченко Дима Подготовил историческую справку.

Родился Федор Павлович в 1906 году в селе Сурско-Литовском

Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес

к живописи рано появился у мальчика. Маленький Федя

присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто

помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда

рисовал сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников приезжает в Москву и

поступает сначала на рабфак искусств, а затем в Московский

художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном

корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и

необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей –

все это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами

он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и,

возвратившись, написал несколько картин, посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал

Севастополь, освобождал от фашистов Крым.

-Во время войны он неожиданно открыл для себя детскую тему.

Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного

корреспондента фронтовой газеты «Красный Черномерец», однажды на

улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль

«фашиста», естественно, идти никто не хотел. На это удочку

попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им

здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко

поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников

словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим

подъемом он взялся за работу и написал «Достали» «языка»»..

Федор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной

жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как

суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так

бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них

приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей

форме: «Прибыл на каникулы!». Паренек – уже маленький солдат,

видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит

навытяжку. Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло

рамки прошлого и будущего, придало сцене полушутливый характер.

Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда

мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

История создания картины «Опять двойка»

Картина «Опять двойка» была написана в 1952 году. Однажды

художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и

наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу

представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько

опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а

двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской

галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут

есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя

на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой,

вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим

полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя

картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с

ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят

пришли ко мне. Они рассказывали о своих успехах. Недавно я встретил

четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил

ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

Чтение письма.

Ребята, смотрите, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одной из ваших занятий вы будете обсуждать

содержание картины «Опять двойка».

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего

внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих

сил и возможностей, конечно).

Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам

большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в

дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам,

художника, интереснее создавать произведения для тех, кто в них

заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы

провели обсуждение «Опять двойки» – на пятерку! Желаю вам здоровья

и больших успехов в учебе!

Ф. Решетников

-Давайте внимательно посмотрим на картину Федора Павловича

Решетникова «Опять двойка» (молчаливое рассматривание)

-Расскажите, что изображено на картине?

(Мальчик с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки;

верный пес, ласково бросившийся к хозяину; сидит у стола мама,

братишка на велосипеде; сестренка, часы на стене, дверь, большая

комната, окно)

Беседа по вопросам. Анализ картины.

-Что изображено на переднем плане картины?

(На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему

ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)

-Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение лица.

(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, он стоит,

опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя

виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки)

-О чем говорит его «бывалый» портфель? Как вы понимаете значения

слова «бывалый» (словарное слово, работа со словарем)?

(В руках мальчик держит потертый, рваный портфель, скорее всего

зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом, замок

на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной

бечевкой, из портфеля предательски торчат коньки)

-Каков приблизительно возраст ученика?

(Мальчику примерно 10-11 лет)

-Если учесть, что картина была написана в 1952 году, то в каком

приблизительно году родился мальчик?

(в 1941-1942 годах)

-Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы?

(период Великой Отечественной войны)

-Что вы знаете о войне?

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод,

холод, ежедневные бомбежки, отсутствие воды и канализации, тепла и

электричества – вот те испытания, которые выпали на семьи в этот

период.

ВОВ принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись

многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло в тылу!

Детей, живших в этот период, поглотила война и послевоенная разруха

Читайте также:  Пословицы и поговорки про насекомых

и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и

ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел,

сложа руки. В старшие горестные годы ВОВ дети взрослели быстро. В

тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей

судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа,

стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью.

Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны,

оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время

войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у

станков на заводах и фабриках, работая на станках. Воспитанные

трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей

своим братьям и сестрам.

-Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?

(Им было очень тяжело)

-Почему же мальчик чувствует себя виноватым?

(школьник получил двойку)

-Первый ли раз такое произошло?

(название картины говорит о том, что такое происходит часто)

-Как вы думаете, почему это происходит?

(

)

-Почему собака радуется приходу домой своего хозяина?

(Собака очень любит его, для нее возвращение хозяина домой – всегда

радостное событие, так как ожидается прогулка, собака привыкла все

вечера бегать со своим другом по улицам)

-Что изложено на заднем плане?

(мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)

-Что такое интерьер (словарное слово)?

(зачитывание определение учащимся, который работал дома со

словарем)

-Чем отличается девочка-школьница от современных учениц?

(галстук, школьная форма, портфель)

-А какие школьники носили красные галстуки?

(пионеры)

-А кто такие пионеры нам расскажет Степанов Алексей.

Пионер – это первый в чем-то, первопроходец. В послевоенные годы

появились образы Пионеров-героев-школьников, которые отважно

сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно

использовались как примеры высокой морали и нравственности.

-Каких пионеров-героев вы знаете?

(Зина Портная, Володя Дубинин, Марат Казей)

-Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим

пионером, полезным своей Родине. «Пионер всем пример!» – главный

девиз каждого школьника. И герой нашей картины тоже пионер.

-Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?

(Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с

немым упреком смотрит на сына, столько проблем у матери, да еще и

сын ее подводит)

-Каково отношение к мальчику младшего братишки?

(Он катается на велосипеде, да посмеивается над двоечником, думает,

что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только

пятерки)

-Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку

велосипед?

(нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже

прошло около 7 лет)

-А как ты узнал, что прошло 7 лет?

(Я от 1952 года, когда была написана картина, вычел 1945 год,

окончание войны, и у меня получилось 7)

-О чем говорит наличие велосипеда в семье?

(Мама очень старается для своих детей, старается сделать все

возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)

-А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и

поза сестра? Как вы думаете, как она учится?

(Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной, чувствуется,

что девочка очень аккуратная и учится она на отлично, сейчас она

повторяет уроки, собирается в школу, ее портфель новый, не

потрепанный, как у мальчика)

-Почему сестра с таким упреком смотрит на брата?

(Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к

которому стремиться в это время каждый школьник)

-Есть ли у мальчика возможность учиться?

(Условия есть: в комнате мы видим стол, левее – письменный стол с

настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта,

сестра уйдет во вторую смену учиться, мама занята домашними

делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику

во время подготовки домашнего задания ни кто не мешал)

-А у вас, дети, сейчас есть условия для хорошей жизни и учебы?

(У нас светлые классы, где мы узнаем много нового)

(Игровая для провождения досуга, в игровой у нас есть телевизор,

компьютер, настольные игры)

(Большая уютная и теплая спальня)

-А кому мы обязаны всем этим?

(Губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и

министерству социального развития)

Александр Николаевич большой вклад внес в развитие нашего края. Он

любит и заботится о всех детях Кубани.

-Вернемся к картине. Какова основная мысль картины?

(Очень стыдно приносить домой двойки)

-Раскрытию замысла художника помогают и краски. Какое

соотношение цветов на картине?

(Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие,

приглушенные, ведь он раскрывает не о праздничном событии, а

говорит об обычном будничном дне в одной семье, это голубовато-

серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного

цвета)

Давайте составим небольшой рассказ по этой картине, возьмете

конверты со словами. Постройте предложения, расставив слова в

правильном порядке.

Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипед, на, смеется, братишка, маленький.

С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.

Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.

-Давайте подумаем, в какой последовательности мы расставим эти

предложения?

-Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?

(Пословица «Хорошую речь хорошо и слушать» – не относится к нашей

теме)

Назовите пословицы, которые знаете, и которые подойдут к данному

произведению.

Сделал дело – гуляй смело.

С умным разговориться, что меду напиться.

Хороша книга, да чтец плох.

Без труда не вытянешь и рыбку из труда.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Делу время, потехи час.

-Вот и подошло к концу наше занятие. А сейчас скажите мне, чем мы с

вами занимались на занятии?

(Мы беседовали по картине, знакомились с живопись)

-Какую картину мы сегодня рассматривали?

(Картину «Опять двойка»)

-Кто ее написал?

(Ее написал Федор Павлович Решетников)

-Когда он родился?

(Он родился в 1906 году)

-Когда он умер?

(Он умер в 1988 году)

-Сколько он прожил?

( Он прожил 82 года)

-Что нового вы узнали? С какими словами познакомились?

(Мы узнали о жизни великого художника Ф.П. Решетникова,

познакомились с его картинами, вспомнили о жизни детей в годы ВОВ,

вспомнили о пионерах; бывалый, интерьер)

-Какие у вас чувства вызывает картина «Опять двойка»?

(Сожаление и обиду за маму, которая заботится о благополучии своих

детей, воспитывая их одна, а сын в очередной раз огорчает ее получив

еще одну двойку)

Сейчас ребята вы живете в другое время. Вы не знаете нужды. Обуты и

одеты по сезону, спите в теплых спальнях.

Здесь заменяют вам мать люди, которые о вас заботятся. И поэтому вы

должны быть благодарны тем людям, которые в 5 утра приходят, чтобы

накормить вас, людей, которые вас утром поднимают, учат вас только

хорошему. Одним словом всем, кто о вас заботится и оберегает.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=26155

«Опять двойка» Решетникова

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба.

У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины.

Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником.

У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38908319-opyat-dvoyka-reshetnikova/

Картина Решетникова Опять двойка . 1952 г

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.

 Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!».

На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова – «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка – мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках.

На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки.

Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки.

Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести.

Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела.

Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид.

У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий.

Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие.

Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка , находится в Третьяковской галерее в Москве.

Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/opyat-dvoyka-kartina.html

Сочинение по картине

Образование 6 марта 2016

Большинство как советских, так и современных школьников получали задание по литературе – написать сочинение по картине «Опять двойка». Решетников Федор Павлович, создавший это полотно, был довольно известным художником. Его картины известны многим со школьной скамьи.

Как создавалась картина

История картины «Опять двойка» очень интересна. Изначально художник имел совсем другой замысел. Его желанием было описать советского ученика, то отнюдь не двоечника, а, наоборот, отличника.

Решетников даже посещал школы, наблюдая за поведением детей. Но однажды выбранный для описания отличник получил неудовлетворительную оценку. Мастеру понравилась необычная реакция ребенка.

Читайте также:  В чужом глазу соринку видеть, а в своем бревна не замечать

Таким образом родился замысел известной нам картины.

В середине прошлого века, в 1952 году, рождается всем нам известное полотно «Опять двойка». Изображенный на ней школьник являлся типичным лоботрясом того времени. Советские ученики знали, что на него равняться нельзя. Вообще, это было смелым по тем временам решение – изобразить на полотне двоечника, а не отличника.

По мотивам этой картины создана серия в известном детском киножурнале, который смотрели все советские ребята, – «Ералаш».

Непритворная печаль

Начать сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П) стоит с описания главного героя. Мальчишка пришел домой после школы очень грустным. По его лицу вся семья прочитала, что он снова сегодня провинился.

Ребенок с печальным лицом отворачивается от родных, кажется, что ему очень стыдно. Но что мы увидим, приглядевшись к нему? Мальчик держит в руке портфель, в котором лежат коньки. Вероятно, он после школы совсем не грустил, а весело проводил время с друзьями.

Розовые щеки ребенка пылают совсем не от стыда, а от подвижных игр на улице в зимнее время. На это указывает и перевязанный веревкой портфель. Вероятно, он служил мальчишке санками на горке.

Но раскаявшееся лицо мальчика говорит об обратном – ему очень стыдно, и это непревзойденно изобразил Ф. Решетников. «Опять двойка» – картина, заставляющая школьников задуматься над своим поведением.

Видео по теме

Сестра-пионерка

Вся семья собралась возле парнишки. Каждый из них по-своему оценивает поведение. Самой строгой оказалась старшая сестра. На ней пионерский галстук, а значит, с учебой у девочки все в порядке. В отличие от брата, школьница уже давно пришла домой и успела выполнить домашнее задание.

Описание этого момента должно содержать в себе сочинение по картине «Опять двойка». Решетников бесподобно изобразил эмоции на лице старшей сестры. Девочка не просто злая, она возмущена поступком брата. Ей, пионерке, стыдно за него. При этом она понимает, что парнишка, получив двойку, не пошел тут же домой, а отправился развлекаться.

Возможно, именно ее мальчик боится больше собственной матери.

Руки опускаются…

Мама до прихода сына занималась домашними делами. Об этом говорит надетый на ней фартук и косынка. Она с сожалением смотрит на сына. Наверное, ей бы так хотелось, чтобы он наконец принес отличную оценку, а вовсе не двойку. Ее усталый взгляд превосходно изобразил художник Решетников.

Картина «Опять двойка», сочинение по которой нам приходится писать, будет содержать портретную характеристику матери. Ее руки уже опускаются, она не знает, как повлиять на своего ребенка. Но в тоже время в ее взгляде совсем нет злобы. Она очень любит сына и, наверное, надеется, что он повзрослеет и возьмется за учебу.

Искренне любит и радуется приходу мальчишки лишь домашний питомец – собака. Он не понимает, за что злятся на него домочадцы. Псу не важны условности школьных отметок, он любит своего маленького хозяина за другие поступки. Нежно положив на него лапы, он как бы поддерживает мальчишку в столь тяжелый для него момент.

А вот маленький брат подтрунивает над старшим! Он понимает, что тому сейчас попадет за его проделки, поэтому встал на велосипеде рядом с мамой и ехидно улыбается.

Все члены семьи понимают, что двойка, полученная мальчиком, не последняя.

Интерьер

Как мы видим, на картине изображена типичная советская квартира. Угол изображения – треугольник, что довольно распространено в живописи. Обстановка в квартире скромная, но уютная.

Стол застелен чистой скатертью, на стене висят часы с маятником, на подоконнике растут домашние цветы. Самое примечательное, что есть в интерьере комнаты, это календарь с картиной того же самого художника.

Она называется «Прибыл на каникулы».

Смысл этого полотна в том, что на нем изображен бравый суворовец, отличник, приехавший домой отдохнуть.

У него никогда не будет такого печального лица, как у нашего двоечника, ведь он отличник и целиком положительный герой! Художник изобразил на стене картину «Прибыл на каникулы», чтобы создать контраст. Мальчишка-двоечник с коньками в портфеле противопоставлен отличнику-суворовцу.

Но какой живой облик у нашего провинившегося персонажа! Его эмоции трудно передать словами. Таким образом, описать картину «Опять двойка» поможет сравнение этих двух героев.

Стоит отметить и еще одну деталь, касающуюся интерьера. Художник мастерски использует игру цветов. Комната, в которой находится провинившийся, выполнена в темных тонах.

Сестра-пионерка изображена на светлом фоне, олицетворяя собой прекрасное будущее всей молодежи.

Такой контраст позволяет понять, что мальчишка идет неправильной дорогой и должен быть направлен на путь исправления, когда не будет получена опять двойка.

Основная мысль картины

Этот художественный шедевр известен школьникам с советских времен. Картина стала очень популярной в нашей стране. Ее включили в программу изучения не только на уроке изобразительного искусства, но и на русском языке.

Практический каждый ученик имел возможность описать эту картину. К примеру, в разделе «Развитие речи» она как нельзя лучше подойдет для изучения описания состояния.

«Говорящие» эмоции на лицах домочадцев помогут школьнику передать, что чувствовал каждый из героев.

Основной мыслью картины является изображение персонажа, который не хочет учиться, и теперь ему приходится отвечать за это перед всеми членами семьи. Так поступать стыдно, это должен запомнить каждый ребенок. Нельзя лениться и развлекаться, если не выполнены уроки.

Заключение

Сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников Ф.П.) обязательно должно включить в себя то, какую роль это полотно сыграло в советской живописи. Трудно переоценить, насколько важной она считалась в середине прошлого века.

В 1957 году знаменитый художественный музей «Третьяковская галерея» выкупил у Федора Павловича эту картину. Популярность ее достигла такого пика, что какое-то время она явилась обложкой для учебника начальных классов «Родная речь».

Глядя на нее, каждый школьник мог представить себя на месте главного героя и задуматься о своих успехах в учебе.

Источник: fb.ruОбразование
Как написать сочинение по картине “Опять двойка”

Картина “Опять двойка” — классика социалистического реализма. Она является одним из самых любимых произведений советской живописи. Сейчас она находится в Третьяковской галлерее.

Искусство и развлечения
Сочинение по картине “Мокрый луг” Ф. Васильева

«Мокрый луг» – известная картина русского художника Фёдора Васильева. На ней, как и на многих других работах живописца, изображена природа.Если вам задали написать сочинение по картине «…

Образование
Сочинение по картине “Зимний вечер” Н. П. Крымова

У учеников средней школы появляется все больше заданий, связанных с творчеством и самостоятельным обдумыванием. Одним из таких является сочинение по картине «Зимний вечер». Если такое задание дали домой, т…

Образование
“Мартовское солнце”: сочинение по картине Юона К.Ф.

Одна из выдающихся работ Константина Федоровича Юона – “Мартовское солнце”. Сочинение по картине может получиться ярким и живым, подобно пробуждающему мотиву живописного полотна.Общая информация о художнике

Искусство и развлечения
Сочинение по картине Левитана «Березовая роща» – «жизнь без начала и конца»

Исаак Левитан родился на западе России в бедной еврейской семье. Несколько позже родители перевезли детей в Москву и способного мальчика отдали учиться живописи. Его учителями стали Поленов и Саврасов.

Искусство и развлечения
Сочинение по картине Васильева «Мокрый луг»: трепетная любовь к Родине

Перед зрителем среднерусский пейзаж, привычный русскому человеку, где нет особенных красот южной бурной благоухающей природы. Конский щавель, лопушки, трава-мурава, возможно, старые ивы и редкие кустики, в которых люб…

Искусство и развлечения
Сочинение по картине «Золотая осень» – обязательный элемент школьной программы

Сочинение по картине «Золотая осень» можно начать с рассуждения о том, что редкий художник, особенно русской школы живописи, не запечатлял в своих полотнах это благодатное время года, воспетое А. С. Пушкин…

Искусство и развлечения
Картина “Зимний вечер” Крымова: описание, сочинение по картине

Как давно вы смотрели на картину? Именно на рисунок, выполненный кистью и красками? Картина «Зимний вечер» пейзажиста Николая Петровича Крымова – простенькая, казалось бы, вещь с незамысловатым сюжет…

Искусство и развлечения
Сочинение по картине “Февральская лазурь”. Игорь Грабарь, “Февральская лазурь”

Игорь Грабарь – художник, который известен благодаря своим пейзажным картинам. Необходимо сказать, что русская природа, которую так любил изображать автор на своих полотнах, всегда выглядела по-особенному, так, …

Искусство и развлечения
Сочинение по картине Васнецова “Баян”. Устаревшее значение слова “баян”

Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым …

Источник: http://monateka.com/article/183319/

Описание картины Ф. Решетникова «Опять двойка!»

В живописи Ф. П. Решетникова преобладают жанровые картины с литературно разработанным сюжетом. На картине «Опять двойка!» живописец запечатлел бытовую сцену: вернувшийся домой со школы мальчик сообщает своей семье о том, что он снова получил двойку.

В левом углу картины изображен сам главный герой — светловолосый мальчик лет десяти, с крайне огорченным и виноватым выражением лица. Он еще не успел раздеться, на нем пальто, ботинки, в руках портфель.

Брови его сдвинуты, глаза отведены в сторону. Несомненно, он тяжело вздыхает. Причина его неудовлетворительной от­метки очевидна — из портфеля мальчика торчат коньки.

Он предпочел предаваться любимому за­нятию, чем делать скучные уроки.

В правом углу картины мы видим сидящую на стуле маму мальчика. На голове женщины повяза­на голубая косынка. Одета она в черную юбку и ро­зовую кофту, поверх одежды — красный фартук.

Поза, в которой изобразил ее художник, говорит о том, что она расстроена. Ее руки лежат на коле­нях, сцеплены в замок, глаза внимательно и уко­ризненно смотрят на сына.

Она словно спрашивает его: почему он опять не выучил урок?

Рядом с женщиной изображен сидящим на двух­колесном красном велосипеде младший брат маль­чика в бело-голубой рубашке и темно-красных штанах.

Он-то совсем не сочувствует старшему брату: на лице его улыбка, которая говорит о том, что он будет рад, когда брата накажут.

Можно пре­дположить, что маленькому мальчику нередко до­стается от старшего брата либо тот не берет его с со­бой играть, и теперь есть повод порадоваться.

Прямо за спиной мамы изображен накрытый белой скатертью стол, рядом с ним стул. Возле сто­ла стоит девочка, сестра «виновника» события. Она пионерка, на ней надета коричневая школь­ная форма с черным фартуком, на шее повязан красный галстук, волосы заплетены в косички.

Она только что пришла из школы и выкладывает на стол из стоящего на стуле портфеля учебники. Ее лицо выражает не просто укор, а негодование. Вероятно, она отличница, и ей теперь стыдно за брата, которому в плане учебы хвалиться нечем.

Кроме того, она, конечно, переживает за то, что ее мама теперь расстроена из-за очередной плохой от­метки сына.

Единственный, кто совсем не огорчился из-за плохой оценки, а наоборот, от души порадовался приходу мальчика со школы — собака, которая встала на задние лапы перед мальчиком, а перед­ние положила ему на грудь.

Бело-рыжий пес с ошейником и завитым крендельком хвостом пре­данно заглядывает в глаза своего маленького хозя­ина и никак не может взять в толк, почему он не играет с ним, как обычно.

Собаке, видимо, хочется лизнуть мальчика в лицо, чтобы выразить свою ра­дость от его прихода, но тот совершенно не разде­ляет ее чувств, понимая, что сегодня им не придет­ся гулять вместе.

Картина была написана художником в 60-х гг. XX в., и на ней он отобразил быт советского наро­да того периода. В комнате, где изображены герои, синего цвета стены. На стене висят часы с маятни­ком и настенный календарь.

На светло-коричневом паркетном полу лежит красный с цветной каймой по краям ковер. На заднем плане картины изображена открытая выкрашенная в белый цвет дверь в другую комнату. Через эту. дверь мы видим часть комнаты: висящую на стене картину, окно со стоящим на по­доконнике фикусом.

Герои картины изображены в типичной для того времени обстановке.

Цветовая палитра, которую использовал худож­ник при написании картины, довольно яркая. Он выбрал различные оттенки красного цвета от бледно-розового до темно-бордового. Теплый коричне­вый цвет, нежно-розовый, черный — сочетание всех этих оттенков делают картину выразительной, подчеркивают ее эмоциональную насыщенность.

На этой странице искали :

  • описание картины опять двойка
  • картина опять двойка описание
  • описание картины опять двойка ф п решетникова
  • сочинение опять двойка решетников
  • краткое описание картины опять двойка

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/opisanie-kartiny-f-reshetnikova-opyat-dvojka.html

Описание картины опять двойка

История, знакомая всем

Картина Федора Павловича Решетникова “Опять двойка” – одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.

В этой картине самое главное – фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.

Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата.

Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. “Опять двойка” – это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: “Опять двойка”.

Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.

Само название картины говорит о том, что с мальчиком – героем картины – такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник.

Читайте также:  Пословица «старый друг лучше новых двух»: смысл, значение

В этот момент на его лице читается раскаяние: ” Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!” Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством – что же будет дальше? И только собаке – верному другу – все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.

Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны.

Главный герой – двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья – их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке.

Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение.

Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Перед нами знаменитая картина художника Ф.П. Решетникова, которая называется «Опять двойка». На полотне автор нарисовал семью, которая встречает сына со школьных занятий.

Центр картины занимает мальчик. Его художник изобразил светловолосым, на нем черные брюки и ботинки, старое пальтишко. Мне кажется, что мальчик — озорник и немного лентяй. Такое предположение можно сделать по всклоченным волосам мальчугана и потрепанному портфелю, который он держит в руках.

Портфель перевязан веревкой, из него виднеются коньки вместо учебников и тетрадей. Наверное, такой истасканный портфель побывал не в одной драке. Главный герой картины чем-то расстроен, он с грустью смотрит в пол. Мальчика, вернувшегося со школы, с радостью встречает только собака.

Она весело виляет хвостом, призывая с ней поиграть.

Мама героя сидит с правой стороны картины. В ее взгляде чувствуется, что она снова расстроена. Возможно, ее опять вызовут в школу. Младший братишка мальчика катается рядом на велосипеде. Поскольку он еще слишком мал, понять, чем опечалена мама, он не может. Сестра героя нарисована на заднем плане картины.

Она старше своих братьев и тоже вернулась со школы. От своего брата-двоечника она заметно отличается: волосы ее аккуратно заплетены в косу. Девочка еще не успела переодеться, на шее повязан пионерский галстук. Похоже, что девочка – отличница в школе. По ее взгляду заметно, что она жалеет мать и сочувствует ей.

Она давно догадалась, что ее брат опять получил отрицательную отметку.

Да, наш главный герой снова получил двойку и расстроил маму и старшую сестру. Но назвать его отрицательным персонажем я не могу. К нему я отношусь ровно. Я считаю, что старшая сестра обязательно подтянет брата в учебе, поможет ему выполнять домашние задания.

Картина Решетникова «Опять двойка» мне нравится. Художнику удалось передать настроение всех героев. А может, кто-то из вас тоже был в подобной ситуации?

Сочинение » Опять двойка – Решетников » Сочинение на тему «Опять двойка» по картине Ф.П. Решетникова

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1607/

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

Цели:1) раскрыть основную мысль картины;2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности – лицо, фигура, поза.

Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: “История двойки” (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить биографию художника, историю создания картины “Опять двойка”.

Ход урока

I.Оргмомент. II. Подготовка к написанию сочинения. 1. Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

– Упр. 218 – чтение задания, рассмотрение картины.

2. Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике. (слайд №1) Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика.

Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба.

Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров. В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт.

Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” (слайд№2) 3. История создания картины “Опять двойка”. (слайд№3).

Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным.

Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься.

Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика.

Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”.4. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются. 5. Беседа по вопросам. Анализ картины (слайд№4).

– В каком жанре написана эта картина? (Картина написана в бытовом жанре).

— Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра (слайд№5).

– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него).

– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).

– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных). Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку.

И название картины говорит, что это его не первая двойка.- О чём говорит его “бывалый” портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки).

Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит.

Вот как он отплатил ей за добро!) – Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).

– Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).

– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).

– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки) (слайд №6).

– Какими художественными средствами автор её выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц).

– Раскрытию замысла художника помогают и краски.

Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье.

Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.). 6. Словарная работа (слайд №7,8,9). Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

7. Работа над деформированными предложениями.

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

8. Составление плана (слайд №10).

1. История создания картины.2. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).3. Осуждающий взгляд матери.4.Взгляд и поза сестры.5. Собака – верный друг мальчика.6. Основная мысль картины.7.Моё отношение к картине.

9.. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

10. Написание сочинения.

III.Итог урока.

IV. Домашнее задание (слайд №11).

Образец сочинения

Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку.

Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина “Опять двойка”.Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку.

Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой.

Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени.

Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её. Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый.

Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь.

Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта.

Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Источник: http://100-bal.ru/istoriya/121867/index.html

Ссылка на основную публикацию