Пословицы к сказке «два брата» (л. н. толстой)

Пословицы к сказке «Два брата» (Толстой)

***

Лев Николаевич Толстой – один из самых заметных писателей 20-го века не только в России, но и во всём мире, и один из самых либеральных и эксцентричных русских дворян. Граф Толстой совершенно не горел желанием заниматься своими «графскими» делами, он всю жизнь хотел творить и служить людям – чем и занимался, собственно говоря.

Среди множества великолепных произведений Льва Николаевича особое место занимают его сказки для детей. Писаны эти сказки для крестьянских ребятишек, которых знаменитый русский прозаик очень любил и усердно обучал наукам. Сказки Толстого красочны, просты для понимания и блистают глубочайшим философским смыслом.

В этой статье речь пойдёт об одной из детских сказок графа – о сказке «Два брата». Что же мы с ней сотворим? А мы попробуем сделать конфетку ещё вкуснее: проиллюстрируем пересказ сюжета пословицами разных народов.

Итак, поехали!

Начинается всё с того, что, как водится в сказках, жили-были два брата. Спокойно жили, нормально: ели, пили, работали, с девушками встречались… Но вот что-то им в голову взбрело – и отправились братья путешествовать. Шли они по лесу, шли, и устали. А так как время было обеденное, решили братья устроить привал, и прилегли отдохнуть.

Выспались путешественники отменно. Никто и ничто не потревожило добрых братьев. Но… как говорится, «Был бы лес, будет и леший»: пробудившись, они увидели неподалёку камень указательный.

А на камне было написано примерно следующее: «Тому, кто найдёт этот булыжник, сказочно повезёт! Идите в лес в направлении восхода солнца. Увидите реку – переплывите. Далее найдите на другом берегу реки медведицу с медвежатами. Их берлога находится неподалёку от высокого холма.

Отнимите детей у мамаши – и бегите на холм. Там наверху дом стоит, а в том доме – ваше счастье!».

Кстати говоря, братья – герои сказки по характеру были люди очень разные. Поэтому они каждый по-своему поняли надпись на камне – и начали между собой спорить.

Младший предложил вместе сходить в тот дом и поделить счастье. Решительный такой. Как в той пословице: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».

А старший засомневался: вдруг надпись на камне – не правда, а чья-то злая шутка; вдруг в лесу ночь настигнет; вдруг река слишком широкая и быстрая – не переплыть; вдруг медведица очень сильная, и медвежат никак не отнять; вдруг в гору с медвежатами на руках не добежим… Пропадём ведь, погибнем, заблудимся, замёрзнем… И так далее: вдруг, вдруг, вдруг… В общем, тот ещё перестраховщик. Или, как в той пословице, «Лентяй смекалист на отговорки».

А младший мечтатель был. Романтик. Ответил, что на камне в лесу нормальные люди ради шутки бред всякий не пишут.

И что попытаться хотя бы стоит, а то кто-нибудь похрабрей все условия выполнит – и счастье заберёт, а они с братом не у дел останутся. А ещё, говорит, труса праздновать не хочется.

Потому как вызовы от жизни надо принимать, на то они и вызовы. Так и у узбеков говорится: «Жить без надежды – радости не знать».

Старший решил привлечь на свою сторону мудрость народную, и напомнил меньшому, что «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», а ещё про то, что «От добра добра не ищут». Решил, так сказать, блеснуть эрудицией. По этому поводу древние евреи говорили, что «Доброго нередко принимают за глупца».

Младший тему подхватил, и тоже вспомнил пару пословиц: «Под лежачий камень вода не течёт», и «Волков пугаться – в лес не ходить».

В общем, братья так и не договорились. Есть в России пословица «Брат с братом на медведя ходят», но тут она не сработала. Младший сам отправился счастье добывать, а старший остался.

Вошёл меньшой брат в лес, тут же нашёл реку и легко переплыл её. Передохнув и обсохнув, начал искать медведицу. Нашёл её и медвежат спящими. Схватил мохнатых деток в охапку – и дал деру, что было сил. Помчался на гору. А гора эта оказалась совсем не крутой. Одолел её юный мечтатель не без усилий, но достаточно быстро.

Наверху парень увидел красивейший город. Навстречу похитителю медвежат тут же высыпала толпа народы, ему подали золочёную карету, отвезли за городские стены и венчали на царство. Парень счастливо правил городом-государством пять лет.

А на шестой год царствования на них пошёл войной другой город, бывший гораздо сильнее. Меньшой брат войну проиграл, город сдал – и был оттуда благополучно изгнан. Оставшись без дома и денег, юноша снова пошёл странствовать, и – долго ли, коротко, – но опять повстречался со старшим братом.

Перестраховщик все эти пять с хвостиком лет жил в деревне спокойной, безопасной, серой жизнью. И, ясное дело, был этой жизнью очень доволен. Братья были очень рады снова встретиться. Решили они рассказать друг другу, как прожили пять лет разлуки.

Когда младший закончил свой рассказ, старший горестно вздохнул, развёл руками – и выдал фразу в духе «я ж тебе говорил». А потом добавил, что именно мечтательность младшего виновата в том, что ему, бедняге пришлось пережить столько несчастий. Точно как та кошка, которая послужила прототипом безвестному автору пословицы «Ленивой кошке мышей не поймать».

А младший улыбнулся и ответил, что нисколько не жалеет о том давнем поступке, потому как ему теперь, в отличие от старшего брата, который выбрал серую безопасность, есть, что вспомнить. Как сказывали персы давным-давно, «Знания – венец на голове».

_______

См. также:  Пословицы и поговорки о братьях

_______

***

На этой странице: краткое содержание сказки русского писателя Льва Толстого «Два брата», пословицы и поговорки к этой сказке.

Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-dva-brata.html

Л.Н.Толстой.Сказка “Два брата”

Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.

Задачи: 1) образовательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать , выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.

Формы урока учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Ход урока

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Дети поворачиваются). Молодцы!

Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

– Из глубокого колодца (руки «О»)

– Солнце медленно встает (руки над головой),

– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)

– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

– Новый день она начнет (руки вниз широко).

Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

https://www.youtube.com/watch?v=f3p4PHLQ7ho

Повторяем 3 раза.

Эпиграфом нашего урока будут такие слова:

Слайд 1

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

– Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух

– Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

– Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о)

  1. Повторение пройденного материала (3 мин).

Читайте также:  Что написано пером, того не вырубишь топором: смысл пословицы, значение

Игра «Вспомни и назови».

Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)

2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3) Мышка сказала:

– Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)

– Кто автор этих произведений? (Л.Н.Толстой)

3. Работа с текстом до чтения.

– Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого русского писателя…

– Определите по ключевым словам жанр произведения:

волшебная, бытовая, богатырская, народная, авторская (сказка)

-Назовите признаки сказки (зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)

Тема нашего урока …

Какие цели ставим? (познакомиться с произведением Л.Н.Толстого, научиться выразительно читать, узнать, чему нас учит сказка)

– Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (ответы детей)

– Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.

– Когда вы будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.

-Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.

Янбарисова Аделина получила задание изучить биографию Л.Н.Толстого и поделиться своими знаниями с нами.

Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов.

Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.

Толстого окружала дивная природа. Он любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.

Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.

В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.

К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.

– А что вы, ребята, знаете о Л.Н.Толстом?

4. Работа с текстом во время чтения.

1.Чтение сказки «Два брата» хорошо читающими ребятами.

2.Словарная работа. Какие слова показались вам непонятными.

Любо, не убыло, подивились, на месте друг друга не застали, хлеб.

3.Подготовка к технике чтения.

Для того, чтобы трудные слова вам читалось быстро и правильно давайте, их прочитаем сначала по слогам, а затем целыми словами

Читаем вместе:

Од-но-го одного

По-ди-ви-лись подивились

Нес-коль-ко несколько

Пе-ре-кла-ды-ва-ли перекладывали

4.Чтение сказки.

– чтение «цепочкой»

5. Вопросы после чтения.

– Понравилась вам сказка? Чем?

– Назовите главных героев.

– Найдите и прочитайте, чем занимались братья

– Как они поделили зерно?

– О чём думал старший брат? Прочитайте.

– О чём думал младший брат? Прочитайте.

– Почему зерна не убыло?

– Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).

– Какие братья? (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)

– Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?

(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

Чему учит сказка?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Работа с текстом после чтения..

1.Подготовка к пересказу.

Задание «Проталинка»

Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста

(Слайд – дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)

(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)

– Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке? Как можно озаглавить каждую часть?

Одну из целей перед началом урока вы ставили научиться выразительно читать.

Теперь, зная характер братьев, отношения в этой семье и объяснив все трудные слова, я думаю, мы сможем прочитать сказку выразительно.

Какие чувства вам предстоит передать?

Слайд

Спокойное повествование о братьях

Тревога, волнение, забота друг о друге

Радость за братьев

– чтение по рядам

Работа в парах. Задание в рабочей тетради. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.

– Что нам поможет сделать этот план? (правильно пересказать текст)

2. Работа над пословицами.

Назовите ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:

Жизнь дана на добрые дела

Любовь братская лучше каменных стен.

В дружной семье и в холод тепло.

– Какую пословицу подобрали?

– Что происходит между братьями? (Дружба.)

– На какую тему? ( О дружбе.)

– Какие вы знаете пословицы о дружбе?

– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.

– Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи? (отношения между людьми важны для любого народа)

-Ребята, как вы считаете, только ли в семье надо жить в дружбе и в согласие? (ответы детей)

3. Групповая работа. Моделирование обложки к сказке (проектно-исследовательская работа)

Теперь проверим, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать в группах.

– Прочитайте модель сказки.

6. Самостоятельная работа. Система Вотум.

Вопросы:

  1. Кто автор сказки «Два брата»?

1.А.С.Пушкин

2.Л.Н.Толстой

1.бытовая

2.волшебная

  1. Кто главные герои сказки?

1.братья

2.брат с сестрой

  1. Сколько детей у младшего брата?

1. нисколько

2.четверо

1.о дружбе и любви в семье

2.о добре и зле

– Анализ самостоятельной работы

  1. Рефлексия. Итог урока. Д/з. нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить пересказ

Ребятавысказываются одним предложением:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.

Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.

Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.

Обращение к гостям.

Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это ж просто,

Лучик Солнца – это Вам!

Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.

Задачи: 1) образовательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.

Формы и методы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Технологии, методы и приемы:

Урок литературного чтения построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения). Соблюдаются 3 этапа работы с текстом:

1) Работа с текстом до чтения;

Читайте также:  Пословицы про детей

По заголовку учащиеся предполагают тему, героев, содержание текста. Совместное целеполагание настраивает детей на активный поиск ответов в течение урока. На этом этапе был использован частично-поисковый метод работы (сообщение Аделины о творчестве Толстого)

2) Работа с текстом во время чтения;

На этом этапе используется прием чтения хорошо читающими детьми, чтения «по цепочке», ведется по ходу чтения словарная работа, работа по технике чтения.

Выявляется первичное восприятие содержания, совпадение первичных предположений детей о содержании с помощью вопросов, беседы.

После повторного чтения всего текста или его отдельных фрагментов дети отвечают на уточняющие вопросы к каждой смысловой части. Обобщается прочитанное. Ведется работа над выразительным чтением.

3) Работа с текстом после чтения.

Ведётся работа по подготовке к пересказу, составление плана. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа над пословицами.

На этом этапе использовались методы парной работы (выявление ошибок в плане), групповой работы, где проведена проектно-исследовательская работа (моделирование обложки).

В конце урока проведена небольшая проверочная работа по системе Вотум, рефлексия.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/l-n-tolstoi-skazka-dva-brata

Тема: Л.Н. Толстой «Два брата». Сказка

Автор презентации: Лапина Надежда Николаевна

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Два брата». Сказка

Учитель Лапина Надежда Николаевна, МОУ санаторно-лесная школа г. Ярославль

Дата проведения 15. 03. 2015года

Задачи:

Образовательные:

-работать над приёмами понимания текста,

-работать над лексико-грамматическим строем языка: полные ответы, правильное построение предложений,

-работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.

Развивающие:

-развивать интерес к книге,

-развивать внимание, логическое мышление, умение использовать элементы анализа литературного произведения, умение сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

-воспитывать в себе нравственные качества на примере сказочных героев.

УУД: Познавательные:

-ориентироваться в тексте произведения, находить нужную информацию,

-анализировать, сравнивать, находить сходство и различие в характере и поступках героев,

-проводить классификацию по заданным критериям,

-использовать разные виды чтения, устанавливать причинно-следственные связи в тексте,

-самим задавать вопросы к тексту.

Регулятивные:

– определять цель выполнения заданий на уроке,

-оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях,

-отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу

-составлять высказывания под руководством учителя в устной форме,

-высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные:

-умение самостоятельно понимать поступки героев произведения,

-соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями

Ход урока

1.Организационный момент.

Улыбнулись все друг другу. Девочки сели, мальчики сели.

Чем будем заниматься, вы догадайтесь сами.

2.Самоопределение к деятельности.

А). Внимание на экран! Презентация.

На экране слова:

зло

зачин

добро

концовка

помощник

волшебство

-К какому литературному жанру можно отнести эти слова? (к сказке)

-Как вы думаете, что сегодня будем читать? (сказку)

Б) Закончи фразу. На доске дано начало фразы:

Сказка – ложь, да в ней намёк, …

-Закончите фразу. Как можно назвать эту фразу? (пословица)

-Что такое пословица? На доске расположены в беспорядке слова – определение пословицы.

Нужно расположить их в правильном порядке:

Пословица – это… изречение поучительным народное с краткое содержанием

-Значит, зачем же мы начинаем урок с пословицы о сказке? ( Она нас чему-то научит)

3.Основная часть.

1) -Будем читать сказку Льва Николаевича Толстого «Два брата». На доске портрет, тема урока.

2)Биографические данные. Презентация.

Л. Н. Толстой – великий русский писатель.(1828 – 1910). Он прожил долгую жизнь, 82 года. Известен не только в России, но и за рубежом. Родился в богатой семье, получил отличное образование. Известен не только как писатель, но и как педагог.

Л. Н. всегда переживал, что дети из бедных семей не могли учиться. Получать знания именно по этой причине он открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей.

Он сам был в этой школе учителем, сам писал для маленьких учеников учебники для чтения. Он создал знаменитый учебник «Русская азбука».

Сюда вошли более 100 его новых рассказов и сказок, на которых он обучал и воспитывал детей.

3) Прогнозирование.

-Как вы думаете, о чём сказка? Что может произойти с братьями?

4)Какие цели мы поставим, работая с текстом сказки?

-внимательно прочитать,

-понять содержание,

-отвечать на вопросы,

-находить информацию в тексте,

-рассуждать, доказывать

5)Чтение сказки по частям (чтение по цепочке детьми и учителем) Словарная работа по ходу сказки:

Подле – около

Меньшой – младший

Написано на смех – ради шутки

Пошёл странствовать – путешествовать

Задерёт – разорвёт

Помянуть – вспомнить

Не сули – не обещай

Не тужу – не переживаю

Довод – аргумент, доказательство

1 часть. – Что приобрести предлагала надпись на камне? (счастье)

-Как поступят братья? (предположение)

2 часть.- Теперь понятно стало, пойдут ли братья вместе искать счастье? Почему?

3 часть. – Какую мысль подтверждает третья часть? Пойдут ли братья вместе?

4 часть. – Подтвердились ли ваши предположения?

– Пути братьев разошлись. Приобрели ли братья счастье??? (рассуждения детей)

-Каков же жанр произведения? Сказка ли это? Что сказочного? (волшебный камень )

4.Физкультминутка.

Вот по сказке мы гуляли

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Плюс минутка-зарядка для глаз.

5. Повторное чтение по частям. Анализ.

Продолжаем работать с текстом. Цель работы: доказать, были ли братья счастливы? Почему их жизненные пути разошлись?

А) 1часть. Читаем первую часть цепочкой по одному предложению.

-Какие вопросы вы можете задать по этой части? (Дети пробуют сами задавать вопросы учителю).

Б) Самостоятельная работа.

2 и 3 части. Проследим, как реагирует на надпись старший и младший братья.

1 группа – находит доводы (доказательства), какие приводит старший брат. Работает на 2 и 3 страницах.

2 группа – находит доводы младшего брата на 3 странице. Работают с карандашом в руках, подчёркивают.

В) Затем по одному доводу читают по цепочке.

1 группа.

-Можно ли согласиться со старшим братом? Какой самый главный довод, по вашему мнению? (Главное – не сказано, какое счастье мы найдём…)

2 группа. – Читают по одному доводу. Можно ли согласиться с младшим братом? Какой довод самый главный? (Не потрудиться да не поработать – ничего на свете не радует)

6. Работа в группах.

1) На столах наборы слов – характеристик (напечатаны на полосках) 1 группа: подобрать те, которые характеризуют старшего брата, 2 группа – младшего брата

2) Какие пословицы вводит автор, чтобы выразить жизненную позицию братьев? Добавить их в таблицу.

На доске получается сравнительная характеристике братьев в виде таблицы:

Старший брат

Младший брат

Рассудительный

Практичный

Спокойный

Довольствуется малым

Решительный

Отважный

Смелый

Мужественный

Романтик

Искать большого счастья – малое потерять.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Волков бояться – в лес не ходить.

Под лежачий камень и вода не течёт.

-Как помогают пословицы понять характеры героев? Какие качества подтверждают эти пословицы?

-Кого же из братьев вы считаете счастливым? Почему мнения разделились?

Итог: старший брат убеждён, что счастье заключается в спокойной жизни.

Младший – убеждён в том, что счастье заключается в странствиях и в труде. (Добавить это в таблицу).

7. Итог. Какова же главная мысль сказки?

Л. Н. Толстой очень просто и понятно в сказке говорит о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что люди по- разному понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье.

8. А) А как вы понимаете, что для вас счастье? Когда вы счастливы? (Дети высказывают своё мнение).

Б) Послушайте, как ваши родители говорят, когда они счастливы. (Читаю анкеты, которые были даны родителям заранее)

9. Дом. задание. Представьте себе, что счастье – это живое существо, попробуйте нарисовать его.

10. Рефлексия. Самооценка.

На доске даны критерии оценки. Нужно выбрать тюльпан соответствующего цвета и прикрепить к букету.

А)Красный тюльпан: я внимательно читал, находил ответы на вопросы в тексте, высказывал своё мнение, рассуждал, был активным. Я очень доволен собой!

Б) Жёлтый тюльпан: не всегда был внимательным при чтении, затруднялся в поиске ответов на вопросы, старался высказывать своё мнение, но не всегда был активным. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

В) Белый тюльпан: задания на уроке были слишком трудными. Мне нужна помощь!

Получился мартовский букет. Вы сегодня счастливы?

11. Оценка ответов детей учителем.

Источник: https://EduDocs.info/tema-ln-tolstoy-dva-brata-skazka.html

Два брата

Хранители сказок | Сказки Толстого Льва Николаевича

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.

Они стали разбирать и прочли: «Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону.

Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие».

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

— Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Читайте также:  Пословицы про деньги, о деньгах

Тогда старший сказал:

— Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, — пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.

Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, — разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.

Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору.

Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

А младший сказал:

— По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся.

Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует.

Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

— И пословица говорит: «Искать большого счастия — малое потерять»; да еще: «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки».

А меньшой сказал:

— А я слыхал: «Волков бояться, в лес не ходить»; да еще: «Под лежачий камень вода не потечет». По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, — выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

— Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

— Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

Хранители сказок | Сказки Толстой Лев Николаевич

Источник: http://hobbitaniya.ru/tolstoyln/tolstoyln8.php

Лев Толстой “Два брата” | Открытый класс

Урок литературного чтения 2 класс  Л.Н.Толстой. Два брата

Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.

Задачи

1. Образовательные:

работать над приёмами понимания текста;

работать над лексико-грамматическим строем языка;

работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.

2. Развивающие:

развивать интерес к книге;

развивать основные психические процессы.

3. Воспитывающие:

создание комфортных условий на уроке;

воспитывать любовь к книге;

воспитывать самостоятельного читателя;

воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

– Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.

(Релаксация)

  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе. Я работаю.

2. Постановка темы и цели урока (Слайд)

– Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

– Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

– Прочитайте вслух.

– Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

– Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

– Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

– Родители тоже написали, что для них счастье.

– Послушайте…

– Кто заметил противоречие?

– Поставьте цель урока (ответить на вопрос: почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)

– К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)

3. Биографические данные о писателе (Фильм)

– Прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя- Льва Николаевича Толстого.

Л. Н. Толстой – знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог.

Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей.

Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов.

Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

Таблички

Яснополянская школа

1859г.

«Русская азбука»

1859-середина 70-х г.г.

      4. Работа с текстом  

а) Работа с текстом до чтения (Слайд)

– Откройте учебник на стр. 39

– С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)

– Кто автор?

– Сформулируйте тему урока

– Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.

– Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

– Как проверить предположение? (прочитать)

б) выборочное чтение с подробным пересказом

– Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

– Можно ли с ним согласиться? (да)

– Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

– Можно ли с ним согласиться? (да)

– А если бы был 3-й брат, могли бы родиться другие доводы?

– Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)

– Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

– Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.

(По мере ответов детей на доске заполняется сравнительная характеристика )

Старший                                  Младший

Рассудительный                   Решительный

Практичный                         Отважный

Спокойный                           Смелый

Осторожный                         Мужественный

                                               Романтик

– Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами текста ( нет, каждый остался при своём мнении)

– Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?

– А автор кого-то из братьев считает правым, кому-то симпатизирует? (каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, и не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость)

– В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

– Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)

– Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з

– Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)

в) обобщающая беседа

-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)

– Какой путь, какую дорогу жизни выбираешь сегодня ты?

Прослушивание песни «Дорогою добра» (Слайд)

г) проверка на прочное осознание текста

– Ответив правильно на вопросы викторины, ты проверишь себя, как внимательно прочитал сказку. (Викторина в приложении)

5. Итог

– Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.

– Поделитесь своими впечатлениями, может быть у вас возникли какие- то желания, вопросы? (прочитать тексты др. жанров, написанные Л. Толстым)

– Спасибо за плодотворную работу! (Слайд)

Источник: http://www.openclass.ru/node/469925

Ссылка на основную публикацию