Пословицы к басне «стрекоза и муравей»

Загадки, пословицы, приметы и стихи про стрекоз

Интересные факты о стрекозах

В известной басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей» есть такие строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…». Сейчас эти слова понимают образно, поскольку хорошо известно, что стрекоза совсем не издаёт звуков. И хотя это существо в басне зовется «стрекозой», оно «прыгает» и «поет» «в мягких муравах», то есть в траве.

Стрекозы же — насекомые, которые в траву могут попасть только в результате какой-то несчастной случайности; это летучие и воздушные насекомые, да еще и совсем безголосые. Однако, во время написания басни слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых, обозначая крупных летающих насекомых.

В результате в басне появился странный гибрид из двух различных насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик. Известны украинская и польская версия этой басни – «Коник-стрибунець» («Кузнечик») Л.

Глибова и «Konik polny i mrówka» Владислава Носковского, а также басня «La Cigale et la Fourmi» Жана Лафонтена, героями которых являются цикады и кузнечики. Оригинальный сюжет этих басен принадлежит Эзопу.

Интересно, что жизненный цикл различных стрекоз может отличаться в разы, в зависимости от условий жизни. Крупные стрекозы могут жить и 6, и 7 лет, при этом их более мелкие собратья, в не самых благоприятных условиях, живут меньше полугода (от яйца до взрослого насекомого), а большая часть стрекоз живет от недели до трех.

В англоязычных странах стрекозу часто называют Horse stinger (Лошадиное жало), якобы за ее способность ужалить или уколоть.

Пойманные стрекозы инстинктивно пытаются отталкнуться концом туловища и улететь, хотя со стороны это выглядит как попытка ужалить.

На самом же деле стрекозы могут кусаться (только крупные стрекозы), но прокусить кожу человека они не в состоянии. Ужалить же они не могут в принципе. 

Загадки про стрекоз

Сел на белый одуванчик. Голубой аэропланчик. Крылья солнышком погрел И обратно улетел. 

(Стрекоза)

Самолётик лёгкий быстрый  Над цветком летит душистым.  Крылья, хвостик и глаза.  Это чудо…

(Стрекоза)

То – самолёт, то – вертолёт. И так красив её полёт, Что завораживает взор. Её крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Летает в небе…

(Стрекоза)

Хоть в воде родится, Но воды боится. 

(Стрекоза)

Пословицы и поговорки о стрекозах

Не верится, чтобы стрекоза орлиные яйца несла.

Приметы о стрекозах

Если в воздухе много стрекоз – грядет засуха.

Стихи о стрекозах

***

Федор Тютчев

В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье,

Звонче голос стрекозы…

***

Ты все видишь стрекоза – Большие у тебя глаза! Твой стрекочущий полет, Будто в небе вертолет. Ты при «экстренной» посадке

Выставляешь смело лапки.

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-strekoz.html

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

 – Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

 – Формировать универсальные учебные действия.

 – Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

 – Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

 – Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.

 – Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети берутся за руки).

 В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто – то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

 Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться , тогда работа принесёт результат (плод).

а)

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.

 НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

 Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

 Вступительное слово учителя

 – Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б)

 – Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.

– Сначала отгадайте главных героев.

Без работы хоть убей,

 Жить не может … (муравей)

 На ромашку у ворот

 Опустился вертолёт –

 Золотистые глаза

 Кто же это? (стрекоза)

Оцените, пожалуйста, работу артистов.

 в)

 – Определим тему и цели урока.

 (И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»)

 – Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора. )

 – Что нужно для достижения этой цели?

 ( Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно – выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

 – Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку

– Не забывайте оценивать работу на каждом этапе.

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. )

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

 – В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

Посмотрите. . .

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

 4. Работа по теме урока.

а) Первичное знакомство — просмотр мультфильма.

 Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

 Учимся читать выразительно. Послушаем, как это делает профессиональный актёр.

Слушайте текст, какие – то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.

б) Словарная работа

 У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.

Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас – в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное — тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела — очень быстро

до вешних дней — до весны

голову вскружило — обо всём забыла

помертвело чисто поле – опустело, неподвижное, бесчуственное

злой тоской удручена – огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда — недостаток в необходимом

Теперь всё понятно?

Хорошо потрудились наши ребята? Оцените, пожалуйста, их работу.

в) Выразительное чтение басни учащимися.

Когда будем читать, обратите внимание на слова, которые помогут увидеть образ каждого героя, охарактеризовать его. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки.

При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

г) Художественный анализ произведения.

 – Поднимите руку кому понравилась басня.

 – Что можно сказать о Стрекозе?

 – Почему она оказалась без корма и жилья?

 – Какое чувство она вызывает в начале басни?

 – А в конце?

 – Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

 – Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

 – Кто из героев вам понравился и почему?

 – Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?

Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

 Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело – ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев.

 Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие. )

е) Групповая работа. Работа с пословицами.

Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу — время, а потехе — час.

Сделал дело — гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь — зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй — зато потом не пеняй.

 5. Исследовательская работа ( в группах).

 Сравнить с басней Л. Н. Толстого «Стрекоза и Муравей»

 Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

В каких словах басни заключается мораль?

Чем похожи эти басни?

Чем они отличаются?

 6. Творческая работа

Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

Придумай другое окончание басни.

 7. Итог урока.

Чему был посвящён наш урок?

Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни. )

Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

Как вы понимаете эти строки?

8. Рефлексия – «Дерево творчества»

 – За что ты можешь себя похвалить?

 – За что ты можешь похвалить одноклассников?

 – За что ты можешь похвалить учителя?

 – Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

 – Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

 9. Домашнее задание (по выбору).

Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

Проиллюстрировать произведение.

Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова.

 Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, – я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой – пляши».

В каких словах басни заключается мораль?

 10. Работа с выставкой книг.

Посмотрите, какие книги И. А. Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/iakrylov-strekoza-i-muravey.html

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль, анализ басни, краткое содержание для читательского дневника, характеристика героев. Какие крылатые выражения можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.

Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания

«Стрекоза и Муравей»

Читайте также:  Загадки и пословицы о зиме

Автором произведения «Стрекоза и Муравей» считается Иван Андреевич Крылов. Это произведение появилось не позднее мая 1808 года. Впервые его опубликовали в печатном издании «Драматический вестник».

Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей».

Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык.

Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст

Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:

Текст басни

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом.

Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето.

Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев

«Стрекоза и Муравей»

В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?

Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.

Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?

«Стрекоза и Муравей»

В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.

Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Автор воспринимает Муравья, как трудолюбивого и положительного героя. Его можно ставить в пример, так как он понимает, что неправильно жить одним днем, необходимо всегда думать о завтрашнем дне.

Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения

Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи.  Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:

Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны.

Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне.

Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

Какой можно совет дать Муравью и Стрекозе в басне Крылова?

При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.

Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?

Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров

Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

  1. Развлечения Стрекозы.
  2. Просьба о помощи у Муравья.
  3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

  1. Что делала Стрекоза летом?
  2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
  3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
  4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
  5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
  6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
  7. В каких строках заключается главная мысль басни?
  8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
  9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.

Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»:

Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.

Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.

Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.

Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.

Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.

К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:

Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»

Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»:

  1. Можно слова произведения пропеть. Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
  2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
  3. Представляйте события, которые описываются в басне. Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
  4. Также можно повторять четверостишиями. Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст

Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:

Инсценировка басни: действующие лицаИнсценировка басниИнсценировка басни: следующая сцена

Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.

Инсценировка басни: концовка

Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.

Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня

Источник: https://heaclub.ru/basnya-i-a-krylova-strekoza-i-muravej-moral-osnovnaya-mysl-analiz-basni-kratkoe-soderzhanie-dlya-chitatelskogo-dnevnika-harakteristika-geroev-kakie-krylatye-vyrazheniya-mozhno-vydelit-iz-basni-s

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели: Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

Задачи:

Развивающие:

Развивать умение детей выразительно и  ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу.  Развивать  познавательный интерес к научному познанию космического пространства, творческое мышление и  воображение, память, внимание.

 Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность, развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.

Предварительная работа: знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.

Оборудование: мнемо – таблица, презентация по теме.

Слово воспитателя: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам  прочитаю  перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк.

Я живу в жаркой стране  под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня.

Может быть вы мне поможете?»

Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте  мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.

Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.

Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.

Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.

Читайте также:  Поэма н.а.некрасова «дедушка»: тема, идея, основная мысль произведения

Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает;Стрекоза уж не поет:И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:«Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!» —«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?»Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у насПесни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило».—«А, так ты…» — «Я без душиЛето целое всё пела».—«Ты всё пела? это дело:

 Так поди же, попляши!»

Беседа по басне:

  1. С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
  2. Почему муравей отказал в помощи?
  3. Чем занималась стрекоза все лето?
  4. Чем занимался муравей ?
  5. Чему учит нас басня?  О чем говорит нам мораль басни?

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »

Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.

Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  3. Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать  следующие загадки.

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

Работа , труд его боится.

Он мастер дел и  всеми  любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему  учит нас эта басня?

Обсуждение ответов.

Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/03/konspekt-zanyatiya-znakomstvo-s-basney-krylova-strekoza-i

Басня Крылова Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравей рисунок

Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела,Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле,Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает,Стрекоза уж не поет,И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас -Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Стрекоза и муравей – Мораль басни Ивана Крылова

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Стрекоза и муравей

Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Таким образом, суть этой басни относится не только к насекомым, но и к людям. Ведь среди них есть такие же, кто будет жить ни о чем не думая, а потом просить помощи.

Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе.

Увы, таким людям нельзя помогать зная, что они даже не потрудились ничего сделать.

Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.

Анализ басни Стрекоза и муравей, герои басни

Еще одним переложение знаменитого Эзоповского сюжета стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковской, эту басню нельзя считать простым переводом, ведь Крылов взяв за основу фабулу, переработал классический сюжет и добавил национальный русский колорит в образ Стрекозы и мира, окружающего героев. Главным действующем персонажем является прекрасная Стрекоза.

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого. Акцентируя внимание на скоротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно.

Крылов использует просторечное слово «попрыгунья», чтобы передать нравственное качество Стрекозы, являющегося обратной стороной ее живости и веселости – легкомысленность.

И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов побелевших полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающим антиподом Стрекозы.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей.

Сюжетом басни является то, что не подготовившаяся к зиме стрекоза просит у муравья пожить до весны. Все лето она пела песни и беззаботно жила, ведь у нее была еда и жилье. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем.

Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

Приходит зима, но стрекоза ведь не подготовилась летом. Тогда она идет и просит помощи у муравья. Ее просьба- это предоставить ей жилье и еду до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье ей нужно ненадолго.

Муравей безразлично отнесся к ее просьбе и добавил, что летом нужно было позаботиться о себе и о запасах еды. Он поинтересовался, трудилась ли она летом. Она была удивлена такому вопросу, ведь летом есть куча приятных занятий, несмотря на то, что надо бы готовиться к зиме.

Наверное, он ожидал такой ответ и поэтому отказал ей. Сказал, что она дальше может петь и веселиться. Автор показывает, к каким последствиям может привести безделие на примере стрекозы.

Стрекоза не подумала, что муравью приходилось трудиться и, возможно было непросто собирать запасы еды и строить жилище. Она просто захотела придти на все готовое.

Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то тут будет то же самое.

Кто – то заботится о будущем и пытается сделать как лучше, а кто – то ни о чем не думает и живет в свое удовольствие. Многие хотят жить, не думая ни о чем, но чтобы кто – то за них все делал.

Но ведь такого не бывает. Чтобы чего – то добиться, то надо трудиться и думать не только о себе.

Главные герои

Муравей

Муравей – маленькое, трудолюбивое и степенно живущее насекомое. Однако прося у Муравья кров, «попрыгунья» не раскаивается в своем поведении, не хочет исправиться, а только до «вешних дней» просит приютить, чтобы потом снова радоваться веселым летним денькам.

Этим Крылов подчеркивает неисправимость «попрыгуний», их постоянную тягу к лености, легкомыслию и праздности. Жизнь таких людей бессмысленна и зловредна для окружающих, а те, кто приютят подобных Стрекозе, могут нарваться на неблагодарность и попрошайничество.

Автор осуждает людей, живущих только одним днем, не думающих о будущем и желающих жить за счет других.

От лица Муравья Крылов выносит сухой приговор: «Ты все пела? Так поди же попляши».

В басне «Стрекоза и муравей», Крылов показал муравья как умное и трудолюбивое создание, которое трудится, не зависимо от поры года и думает о завтрашнем дне.

Стрекоза

В то время как стрекоза ведет себя глупо и легкомысленно, прожив все лето без забот, а с приходом зимы просит помощи у «кума-муравья».

В жизни так часто случается с людьми: одни работают практически круглосуточно, думая о будущем и своей семье, а другие попросту бездельничают в поисках легких денег, а потом просят помощи у близких ему людей. До воли часто случается, что одни люди живут за счет других без зазрения совести.
Мораль: Если хочешь зимой быть сытым и в тепле – нужно трудиться все лето. Об этом глаголет каждая строчка басни.

Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)

Среди большого количества басен, написанных И.А.Крыловым, особое место занимают басни, героями которых являются животные. А поскольку в основе этого жанра литературы лежит аллегория, то животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером этого является басня «Стрекоза и Муравей».

Сюжет о трудолюбивом Муравье и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена.

Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше напоминает сказку о животных, где каждый герой наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомысленность.

Молодая, беспечная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее – прыгать, скакать, петь и танцевать.

Полная противоположность ей – Муравей, который трудится целый день. Он усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать.

Наступают холодные дни, и тут Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья, пустить ее перезимовать.

Муравей удивлен, чем же была занята Стрекоза все летние дни? Ответ, что она «пела и плясала», вызывает у него возмущение. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!», – советует он ей.

В этих словах заключена основная мораль басни: за лень и беспечность обязательно приходит расплата.
Так бывает и с людьми: надо жить не только днем сегодняшним, но и думать о будущем.

Вариант 2 Анализ басни Крылова Стрекоза и муравей 2 класс

Стрекоза и муравей. Одна из самых показательных, поучительных и актуальных в любое время басен. Для детей и для взрослых. Для представителей различных классов и прослоек населения.

Немногие об этом знают, но сама идея басни принадлежит не Крылову. Он лишь подсмотрел ее у другого баснописца – Лафонтена и переделал на свой лад. А Лафонтен – в свою очередь – за основу басни взял рассказ Эзопа. Это показывает, насколько стара сама идея басни и как точно была подмечена тема еще во времена расцвета Древней Греции.

Так устроена сама жизнь: чтобы пережить времена трудные да лютые (в басне – зима), необходимо к ним подготовиться во времена не столь тяжкие (в басне – лето).

За временами легкими и беззаботными, когда в мураве можно каждый час без души резвиться и петь, всегда следуют времена тяжелые. И это касается не только смены времен года.

Богатые годы сменяются кризисами, мир – войной, урожайные годы – годами засухи. В басне времена года взяты за основу именно для наглядности.

Для того, чтобы показать неизбежность смены времен, так очевидную для практичного муравья и почему-то оказавшуюся неприятным сюрпризом для ветреной стрекозы.

Итак: лето. В то время, когда в теории можно радостно плясать, муравей старательно готовится к зиме. Запасает еду, дрова, утепляет жилище. Кто знает: может он и сам рад поплясать да попеть.

Но разум берет верх над эмоциями, и муравей понимает, что если он будет петь сейчас, то зимой он еще «ох как запоет». Муравей обладает взрослым взглядом на вещи.

Он умеет делать выводы из ситуаций, умеет видеть жизнь через день, неделю, месяцы, понимает причинно-следственную связь между действиями сейчас и последствиями в будущем. Приготовился к зиме – не замерзнет, не помрет с голоду, выживет. Будет петь – зимой верная смерть.

Читайте также:  Пословицы про доброту

Кроме всего прочего, он, обладая взрослым взглядом на вещи, привык рассчитывать только на себя. Несмотря на то, что муравьи живут в огромном социуме себе подобных (равно как и люди), и вполне могут рассчитывать на помощь близких, он на всякий случай все делает сам.

Что же делает стрекоза? Стрекоза обладает инфантильным детским мышлением, несмотря на то, что в басне она представлена совсем не ребенком. Она живет днем сегодняшним. Ей не интересно, что же будет завтра, послезавтра, а – тем более – через несколько месяцев.

«Сейчас тепло, хорошо, зачем терять время и себя в чем-то ограничивать? Зачем себя изводить работой, когда и стол, и дом мне готов под каждым листком?» – так она мыслит. Кроме того, у стрекозы совершенно нет представления о том, что жизнь может измениться. Сегодня лето, и каждый рад послушать ее пение. А завтра – зима, и людям не до песен.

Второй момент инфантильного мышления стрекозы: она привыкла жить за чей-то счет. Ведь летом так и получалось. Потому она спокойно рассчитывает, что тенденция сия продолжится и зимой.

И наверняка рад бы муравей был приютить этого взрослого ребенка, если бы сам был большим поклонником пения. В конце концов, пение – если оно радует слух – также может стать работой. За искусство платят. Ценители. Муравей – не ценитель. Муравей – трудяга, а заодно и учитель.

И небогатый, судя по всему. Главная задача – выживание. Он не бездушный. Он не жадный («я работал, а ты – нет! Ишь нашлась!»). Он принимает решение научить стрекозу немного уму-разуму.

Когда муравей саркастично рекомендует стрекозе сменить амплуа с певицы на танцовщицу, он заодно рекомендует стрекозе «подвигаться», «потрудиться», поплясать, чтобы хотя бы не замерзнуть.

Примерно как имеет двойной смысл выражение балерин «Хочешь жить – умей вертеться», имеет и фраза муравья «Так поди же, попляши». Быть может, выражение «Она у меня попляшет» имеет корни в этой же басне.

Хочется надеяться, что зима стрекозу многому научит. Даже если беззаботная мадам стрекоза и найдет добрую душу, готовую ее приютить за пение по вечерам у камина, ей вначале придется получить ряд отказов и нравоучений от мудрых муравьев.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Стрекоза и муравей

  • Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела

Слушать Басню Ивана Крылова Стрекоза и муравей

Читает Игорь Козлов

Мультфильм  “Стрекоза и муравей” 1961 по мотивам басни И.А.Крылова

2 класс

Несколько интересных Басен

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-strekoza-i-muravej

Осмеяние лени в басне И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”

Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».

Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
  • развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
  • воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
  • Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты: 

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Ход урока

. I. Организационный момент.

Все расселись по местам

Никому не тесно

По секрету вам скажу

Будет интересно

Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.

II .Актуализации знаний:

  1. Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.  
  2. На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)

– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?

– Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?

И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями.

С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником.

Более двухсот басен было создано баснописцем.

2. Повторение знаний об особенностях басен.

– Давайте вспомним, что такое басня?

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к

жанру басен:

  • Веселое, смешное произведение.
  • Небольшой рассказ.
  • Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
  • Заставляет задуматься.
  • .Содержит вывод – мораль .
  • Героями являются люди.
  • Героями обычно являются животные.
  • Высмеиваются недостатки людей.
  • Волшебные герои и события.
  • Вывод с доски: (на слайде)

– Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с

какой , вы узнаете отгадав загадки.

  1. Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
  2. – Отгадай загадки:

Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.

Он из веточек, из хвоиНастоящий дом построитБез пилы и без гвоздей.Кто строитель? …(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.

Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.

– Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?

Летает. Порхает, садится.Ловит мошек, комаров.

Речевая разминка:

Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой

интонацией, с ускорением, с замедлением).

Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)

Речевая разминка:

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

– А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)

– Догадались, какую басню будем изучать? ( «Стрекоза и муравей»)

III. Сообщение темы и задач урока

– Кто сформулирует тему урока чтения?

IV. Постановка учебной задачи.

– Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)

Создание «Дерева предсказаний»

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

– Кто будет положительным героем, а кто – отрицательным?

– Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский

V. Первичное восприятие текста .

1. Слушание басни в аудиозаписи.

2. Беседа

– Понравилась вам басня?

– О чём она? Кто понравился?

– Совпали наши предположения? (Не все)

ФизкультминуткаУтром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.

3. Чтение басни учащимися.

Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.

По-пры-гу-нья про-кор-ми

О-гля-нуть-ся о-бо-грей

Вскру- жи-ло со-брать-ся

По-мерт-ве-ло нуж-да

У-дру-че-на

– Какое слово лишнее в первом столбике?

-Какое слово лишнее во втором столбике?

– Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?

– Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .

VI. Анализ литературного произведения

1. Хоровое чтение «Земля-небо».

  1. Работа над лексическим значением слов .( Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
  2. Работа с иллюстрациями.
  3. Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них .

Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.

  1. Чтение цепочкой, парами.
  2. Выборочное чтение.
  3. – Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

– Прочитайте , как хорошо жилось Стрекозе летом.

– Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

– Почему она не поет ?

– Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.

  • К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
  • Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
  • 6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).

– Сколько действующих лиц в басне?

  1. Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
  2. – Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

– Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?

Физминутка

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)

8. Характеристика персонажей (Работа в парах).

– Давайте дадим характеристику персонажам басни – Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.

– Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

– Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)

– В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?

– На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)

– Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

– Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

– Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

IХ. Закрепление изученного материала.

Подбор пословиц к басне. Работа в группах .

– Соберите пословицы.

– Какие пословицы выражают главную мысль басни?

Поспешишь- людей насмешишь.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Делу время – потехе час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Кто веселится летом, тот плачет зимой.

Итог урока:

– Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

– Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень,

легкомыслие)

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

-Нужно ли изучать басни?

– Чему научила вас басня?

Источник: https://www.InfoUroki.net/osmeyanie-leni-v-basne-i-a-krylova-strekoza-i-muravey.html

Ссылка на основную публикацию