Ученье – свет, а неученье – тьма: смысл пословицы, рассказ

Сочинение Ученье – свет а неученье – тьма (рассуждение)

Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю.

Естественно, она не несет прямого смысла, а является фразеологизмом. Она подразумевает, что если ты будешь учиться, то тебя ждет яркое, хорошее будущее.

А если не учиться, то и не стоит ожидать чего-то хорошего. Правда ли это? Сейчас мы в этом разберемся.

Я считаю, что у взрослого поколения уже накопился опыт, а значит, что оно явно знает всю правду и посоветует только хорошего. Я полностью согласен с этим утверждением, ведь учеба-залог хорошего будущего. Сейчас я это докажу.

В качестве первого аргумента я возьму стихотворение Шаламова Андеря Владимировича «ученье-свет, а неученье-тьма». Всего лишь в пяти четверостишиях он ярко показывает, что все «сокровища» народа достанутся только тому, кто будет упорно грызть гранит науки. Он доносит до читателя, что всю лень в себе нужно просто убить, потому что она мешает.

Из этого стихотворения можно понять, что если идти в большую жизнь ничего не зная, то будет все очень плохо. Второй аргумент я приведу из реальной жизни. У моего друга есть два брата.

Так сложилось, что они одного возраста, а он намного младше их. Им двоим уже по двадцать с лишним лет.

Один уже закончил университет и удачно строит свою карьеру, а у другого все очень печально… Все считают это из-за того, что второй не учился, вот его жизнь и наказала.

Так я доказал, что к взрослому поколению нужно прислушиваться и верить, что ученье-свет, а неученье-тьма. Ведь нам нужно всего лишь слушать к великих писателей или же просто старших, это не сложно. Иначе у большинства не учащихся сложится такая же ситуация, как у второго брата моего друга! Я полностью уверен, что все взрослые, которые учились, не жалеют об этом!

Вариант №2

Впервые услышав выражение «Ученье – свет, а не ученье – тьма», я подумала о том, что это очень мудрое изречение. Русские пословицы всегда свидетельствовали о мудрости их создателя – народа.

Прием антитезы, лежащий в основе этой фразы, позволяет раскрыть философское содержание пословицы.

Народ, многие века не имевший возможности учиться, жил, словно во тьме.

Крепостное право, процветавшее в России вплоть до 1861 года, много способствовало забитости и безграмотности крестьянства, которое составляло большинство населения Руси. Темный народ легче держать в полном повиновении.

Безграмотными людьми намного проще управлять. Их удобнее эксплуатировать. Грамотность при таком государственном строе была недозволительной роскошью.

Сегодня каждый из нас имеет право на образование. Нам доступны бесплатные образовательные услуги. Общество пропагандирует культ знаний. И это правильно. Без знаний достойная жизнь невозможна.

В наше время знания – это инструмент достижения поставленных целей. Это ступеньки к мечте. Чем внушительнее багаж знаний, тем выше по ступенькам ты поднимаешься, тем ближе ты к своей заветной мечте.

Современный мир многогранен и многолик. Он радостно и гостеприимно распахивает свои двери перед людьми образованными, начитанными, знающими. Но он беспощаден к неучам, которые в силу своей лени не желают овладевать элементарными знаниями, а лишь сетуют на жизнь.

Сегодня каждый сам строит свое будущее. И то, каким оно будет, зависит только от нас самих. Очень важно вовремя осознать, что хорошее образование является гарантией хорошей работы.

Если человеку по душе деятельность в сфере инновационных технологий, он непременно должен работать над собой. Нельзя овладеть профессией врача, не имея представления о биологии и химии. Не стать хорошим учителем человеку, не знающему основ педагогики.

Быть образованным человеком – значит быть востребованным в обществе.

Ученье – свет а неученье – тьма сочинение рассуждение

Великий русский язык просто фонтанирует разного рода поговорками, присказками и пословицами. Одной из самых ярких и актуальных на сегодня является “ученье – свет, а не ученье – тьма”. Это не просто слова, в них заложена вся мудрость жизни.

Учение способно озарить дорогу в прекрасное будущее, ибо тот, кто не желает учиться останется в темноте безграмотности, невежества и бескультурья. Эта пословица живёт с давних времен и до сих пор не теряет своего смысла.

В годы советского периода эти слова были лозунгами на плакатах, которые побуждали людей к повышению грамотности.

При первом прочтении данной пословицы возникает ассоциация, будто ученье тоже самое, что и свет, который в значении древнерусского языка символизирует добро. Так же как и ассоциация тьмы со злом.

Но если рассмотреть данную пословицу в широком ключе, то можно прийти к умозаключению о том, что в ней говорится о пользе, которую может дать образование. Знание даёт старт в жизнь.

Таким образование недостаток знаний приводит человека во тьму, которая способна затмить реальную картину мира и не позволить сделать достойный выбор. Не зря же издавна пошло прозвище “тёмный” человек в значении необразованный.

Человеку следует учиться на протяжении всей жизни, ведь знаний много не бывает. Любому знанию можно найти применение. Например, не лишним окажутся знания правил безопасного проведения или основ медицинской помощи.

Учение в данной пословице фигурирует не как сам факт наличия диплома, а как беспрерывный жизненный процесс. С большой долей уверенности можно сказать, что пока человек занимается самообразованием его дорога идёт в сторону света. С завершением какого-либо познания дорога поворачивается в сторону тьмы. Именно поэтому человек получивший диплом не должен останавливаться и деградировать.

Сейчас мы живем среди большого потока информации. Каждому доступно образование в любой сфере и направлении. Некоторые сегодняшние школьники, к большому сожалению, не до конца способны понять на сколько важно то знание, которое закладывает школа.

Никто из современных образованных людей не жалеет о полученных знаниях. Они никогда не способны принести вред. Знание – это своего рода оружие, которое умный человек применяет в необходимых случаях.

5, 8 класс

← Век живи век учись↑ По пословицамДелу – время потехе – час →

Ученье – свет а неученье – тьма

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 классАкадемик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.
  • Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад сочинениеХарактеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый садОбраз главной героини знаменитого произведения достаточно сложен, но логичен. Так как поступки Любови Андреевны Раневской не противоречат ее образу мышления. Этот персонаж, как и сама пьеса,
  • Сочинение на тему Мой характер 9 класс ОГЭ 15.3
  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинениеЖизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова
  • Сочинение тема Родины в творчестве ЕсенинаТема Родины засело у С.Есенина глубоко в сердце ,и он никогда не изменял своим идеям о величии и незыблемой красоте своего любимого и столько восхваляемого им края. Ведь ещё с самых юных лет поэт был знаком с русским народным творчеством: считалками,
  • Сочинения Про войну

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-poslovicam/uchene-svet-a-neuchene-tma-rassuzhdenie

Объяснение пословицы ученье свет, а неученье тьма!

Александр Рылов Мастер (1779) 6 лет назад

Источник: очень люблю писать сочинения, отличница)

Арина Снегирёва Знаток (429) 6 лет назадВ этой пословице противопоставлены свет и темнота (тьма) . Свет олицетворяет образование, знания, полученные в результате учения, а тьма — невежество, культурную отсталость. Говорят (чаще шутливо) в качестве наставления, когда хотят подчеркнуть значение образования, пользу знаний, а следовательно необходимость учиться. О Пословица «ученье свет, а неученье тьма» бродила уже по сёлам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами (И. Гончаров, Обломов). — Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится (А. Чехов, Степь). — Учись, сынок, учись хорошо. Учение свет, а неучение тьма. Грамотному и в люди легче пробиться (И. Козлов, Жизнь в борьбе) . даниил каранкин Ученик (123) 2 года назад *** Знаток (297) 2 года назадУченые научились предсказывать приближение смертиУченые научились предсказывать приближение смертиУченые-биологи из Университета Калифорнии в Дэвисе максимально приблизились к пониманию причин наступления смерти. Об этом свидетельствует ряд экспериментов, проведенных над плодовитыми мухами — дрозофилами. Как выяснилось, в жизненном цикле присутствует отдельная фаза, которая предвещает скорую смерть.Ученые провели опыты с 2828 самками мух и выявили одну интересную закономерность. Биологи заметили, что мушки перестают откладывать яйца за несколько дней до смерти, несмотря на свой возраст. Если муха хотя бы один день не откладывала яйца, то вскоре она погибала. А если учесть, что произведение потомства является главной задачей у этих насекомых, ученые поняли, что резкий спад главных функций организма является причиной скорого наступления смерти.

Затем исследователи провели многолетние опыты с группой престарелых добровольцев и убедились в своих теориях. Ученые провели пенсионеров через ряд тестов, чтобы проверить их умственные способности.

Через несколько лет некоторые люди умерли, и ими оказались именно те, кто хуже всего справился с тестами.

Как и предполагалось, в преддверии смерти у различных организмов резко снижаются их основные функции или качества: у мушек — плодовитость, а у человека — мозговая активность.

Источник: https://newsland.com/user/4297832678/content/uchen ал ег Знаток (286) 2 года назадУченые научились предсказывать приближение смертиУченые-биологи из Университета Калифорнии в Дэвисе максимально приблизились к пониманию причин наступления смерти. Об этом свидетельствует ряд экспериментов, проведенных над плодовитыми мухами — дрозофилами. Как выяснилось, в жизненном цикле присутствует отдельная фаза, которая предвещает скорую смерть.Ученые провели опыты с 2828 самками мух и выявили одну интересную закономерность. Биологи заметили, что мушки перестают откладывать яйца за несколько дней до смерти, несмотря на свой возраст. Если муха хотя бы один день не откладывала яйца, то вскоре она погибала. А если учесть, что произведение потомства является главной задачей у этих насекомых, ученые поняли, что резкий спад главных функций организма является причиной скорого наступления смерти.

Затем исследователи провели многолетние опыты с группой престарелых добровольцев и убедились в своих теориях. Ученые провели пенсионеров через ряд тестов, чтобы проверить их умственные способности.

Через несколько лет некоторые люди умерли, и ими оказались именно те, кто хуже всего справился с тестами.

Как и предполагалось, в преддверии смерти у различных организмов резко снижаются их основные функции или качества: у мушек — плодовитость, а у человека — мозговая активность

максим малетин Знаток (256) 7 месяцев назадУченые научились предсказывать приближение смертиУченые-биологи из Университета Калифорнии в Дэвисе максимально приблизились к пониманию причин наступления смерти. Об этом свидетельствует ряд экспериментов, проведенных над плодовитыми мухами — дрозофилами. Как выяснилось, в жизненном цикле присутствует отдельная фаза, которая предвещает скорую смерть.Ученые провели опыты с 2828 самками мух и выявили одну интересную закономерность. Биологи заметили, что мушки перестают откладывать яйца за несколько дней до смерти, несмотря на свой возраст. Если муха хотя бы один день не откладывала яйца, то вскоре она погибала. А если учесть, что произведение потомства является главной задачей у этих насекомых, ученые поняли, что резкий спад главных функций организма является причиной скорого наступления смерти.

Затем исследователи провели многолетние опыты с группой престарелых добровольцев и убедились в своих теориях. Ученые провели пенсионеров через ряд тестов, чтобы проверить их умственные способности.

Через несколько лет некоторые люди умерли, и ими оказались именно те, кто хуже всего справился с тестами.

Как и предполагалось, в преддверии смерти у различных организмов резко снижаются их основные функции или качества: у мушек — плодовитость, а у человека — мозговая активность

Источник: https://otvet.mail.ru/question/72398922

«Ученье — свет, а неученье — тьма»

Каждая пословица или поговорка имеет собственную уникальную историю происхождения. Пословица «Ученье — свет, а неученье — тьма» более двух столетий влияет на культуру русского народа.

Содержание

  • Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?
  • Как объяснить смысл, значение пословицы «Ученье — свет, а неученье — тьма» для детей 1 класса школы?
  • Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание
  • «Ученье — свет, а неученье — тьма»: как правильно пишется?
  • Ученье — свет, а неученье — тьма: это пословица или поговорка?
  • Какой рисунок подходит к пословице — «Ученье — свет, а неученье — тьма»?
  • Ученье — свет, а неученье – тьма: какие антонимы подходят?
  • Видео. Видеомотиватор: Ученье — свет, а неученье — тьма
  • Видео. Ученье — свет

О пользе обучения русский народ знал издавна. Минимум, детей учили ремеслу и основам богослужения. Наряду с этими знаниями дети нередко овладевали также навыками чтения, письма. Детей знати обучали учителя, выписанные из-за границы. При этом существовали различные школы, училища, гимназии.

Уже в Средневековой Руси существовали «училища», что смог доказать историк 19 века Даниил Лукич Мордовцев. Он опровергнул тот факт, что просвещение на Руси началось лишь с правлением Петра I. Достоверные источники — постановления Стоглавого Собора, книга «Стоглав», выпущенная при правлении Ивана IV в середине 16 века, имела разделы об образовании.

Читайте также:  Пословицы про доброту

Полководец Александр Суворов

Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?

Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.

Благодаря своим знаниям и умениям князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи смог стать генералиссимусом русской армии, генерал-фельдмаршалом австрийской армии, оказывать существенное влияние на исход войн, обучать войска. Видя, какое огромное влияние оказывает научный подход, разработка стратегии и совокупность знаний из разных областей, А.В. Суворов питал глубокое уважение к знаниям.

Знания позволяют добиваться более глобальных целей

Как объяснить смысл, значение пословицы «Ученье — свет, а неученье — тьма» для детей 1 класса школы?

  • Человек, обладающий скудными знаниями, словно находится в темной незнакомой комнате. Передвигаясь, он натыкается на предметы, спотыкается, ему тяжело найти выход, не может точно определить, что ему делать и куда идти. В освещенной же комнате передвигаться легко и просто, как и образованному человеку по жизни.
  • Люди, обладающие большим багажом знаний, могут быстро найти выход в любых ситуациях. Они видят больше вариантов решений вопросов и выбирают наилучший. К тому же, они не так боятся решать сложные вопросы, поскольку знают, как поступить правильно. Именно поэтому образованные люди чаще реализуют свои мечты и становятся космонавтами, врачами, исследователями, летчиками, бизнесменами.
  • Раньше малообразованных людей называли «темными», «бредущими во тьме».

Спасительный луч

Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание

  • Автором пословицы является Суворов А.В. Но впервые ее опубликовал в 1862 году в своем сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даль. В дальнейшем пословицу в своих творениях использовали многие русские писатели.
  • Но впервые идею о ценности знаний высказали значительно раньше. В ветхозаветной книге Библии «Екклесиаст», написанной 1000 лет назад, большое значение уделяется мудрости и ее познанию: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы». И добавляется, что мудрый человек — видит ясно, глупый же окружен тьмой.
  • Книга «Екклесиаст» была популярной, переводилась на много языков, поэтому она сохранилась не только на древнееврейском языке. Аналогичные пословицы имеют различные страны по всему миру.

«На ощупь» жить сложнее

«Ученье — свет, а неученье — тьма»: как правильно пишется?

Правильное написание: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

  • слово «ученье» — это разговорный вариант слова «учение», но в данном случае оно пишется именно через «ь», поскольку является фразеологизмом;
  • в слове «неученье» частица «не» пишется слитно, поскольку это существительное и ему нет противопоставления  с частицей «а».
  • в предложении слова ученье, неученье — подлежащее, а слова свет, тьма — сказуемое. В случаях, когда подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, в данном случае — существительным, между ними ставится дефис, который выполняет роль глагола-связки.

Ученье — свет, а неученье — тьма: это пословица или поговорка?

Эта фраза является пословицей, поскольку обладает всеми признаками пословицы, которые отличают ее от поговорки:

  • это законченное выражение;
  • фраза состоит из двух частей;
  • носит обобщающий поучительный характер;
  • имеет конкретный вывод, а не просто характеристику, выражающую эмоциональное состояние.

Знания плечи не давят

Какой рисунок подходит к пословице — «Ученье — свет, а неученье — тьма»?

Каждый человек в детстве имеет какую-то мечту. Для ее достижения необходимо много работать и много знать. Физику-ядерщику необходимы точные науки, врачу — биология, генетика, юристу — своды законов, трактористу — ПДД, механика и т.д. В любой области специалисты высокого класса ценятся.

Чтоб увидеть больше, надо узнать что-то новое

Главное знать цель и упорно постигать знания в нужной области. Лучше быть обувщиков высокого класса, шить красивую, удобную, стильную обувь, которая будет нравиться людям, чем посредственным экономистом, ненавидящим работу.

Ученье — свет, а неученье – тьма: какие антонимы подходят?

Антонимы:

  • к слову ученье — неученье, невежество, необразованность.
  • к слову неученье — ученье, ученость, образованность.
  • к слову свет — тьма, мрак, темнота
  • к слову тьма — свет, явь.

Только благодаря знаниям можно в жизни добиться желаемых целей, стать целостной личностью. Хорошая успеваемость в школе по предметам гарантирует грамотность, но, к сожалению, не гарантирует приобретения жизненной мудрости. Только целостные самодостаточные личности могут стать примером для подражания. Совершенствоваться необходимо всю жизнь, постигать свою суть, воспитывать в себе стойкость.

Видео. Видеомотиватор: Ученье — свет, а неученье — тьма

Источник: https://heaclub.ru/uchene-svet-a-neuchene-tma-kto-skazal-chi-slova-kto-avtor-smysl-poslovicy-uchene-svet-a-neuchene-tma-znachenie-rasshifrovka-uchene-svet-a-neuchene-tma-kak-pravilno-pis

Ученье – свет, а неученье – тьма

Современный ритм жизни обеспечивает регулярное поступление различной информации в наши головы. Неважно кто вы: школьник или взрослый человек — ежедневно ваше сознание пронизывается непрерывным потоком знаний. А вот задерживать их или пропускать сквозь себя —индивидуальный выбор каждого.

О необходимости постоянного самосовершенствования мы слышим с раннего детства. Наиболее известной всем фразой является следующее высказывание: «Ученье свет, а неученье тьма». Каждый из нас не раз слышал её в школьные годы. Мы не имеем достоверной информации о том, кто и когда произнёс эту уникальную фразу, но в её правдивости сомневаться не приходится.

Смысл высказывания

Об истинном значении этого высказывания рассуждали самые разные люди. В советское время не раз можно было увидеть эти слова на агитационных плакатах, побуждающих граждан к повышению своей грамотности.

Основной смысл, вкладываемый советскими властями в эту фразу, был следующим: необразованный человек подобен слепому, он будто бродит около обрыва с завязанными глазами, ежесекундно рискуя упасть него.

Считалось, что неграмотного человека всюду поджидают несчастья и опасности.

Нередко пословица «ученье свет, а неученье тьма» встречается и в литературе. Она фигурировала в следующих произведениях знаменитых русских писателей и поэтов:

  1. В своих известных «Заметках» Тургенев придаёт этой фразе особое значение. Он считает, что с приходом знаний человек получает свободу. Иван Сергеевич рассказывает своим читателям, что как только человек начинает мыслить, все рамки и границы стираются, а мир становится доступным для бесконечного изучения и познания.
  2. В своих произведениях поэт Курочкин говорит о том, что данное высказывание является единственно верной истинной в нашей жизни.
  3. Не раз на эту фразу ссылались такие великие люди как Фонвизин, Суворов и Хомяков.

Именно слова этой поговорки стали основой знаменитого булгаковского рассказа. Автор в своём произведении остро ставит проблему отсутствия элементарных знаний, которая, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям.

Как известно, после революции уровень грамотности был сильно снижен, и образованных людей стало ещё меньше, чем при царской власти. Известнейший дом Эльпида перестроен под обычную коммуналку.

Из-за непредусмотрительности и недальновидности жильцов, несообразительности инженера, а также невнимательности коменданта это величественное здание было сожжено.

Главная идея всего произведения кроется в мыслях и ощущениях одной из героинь, Аннушки, которые появились сразу после того как девушка выбежала из огромного пожара. Автор описывает её состояние следующим образом: «В голове её начало светлеть. Первый раз в жизни она подумала: «Тёмные мы люди. Учить нас надо, дураков» — первая мысль, посетившая сознание Анны.

Философская точка зрения

Тема того, что дают человеку знания и какое влияние они имеют на его жизнь, всегда была интересна не только писателям, но и философам.

  1. «Знание есть отражение истины» — писал известнейший философ Бэкон. Знаниям он отдавал первостепенную роль в наших жизнях. Кредо Бэкона звучало следующим образом: «Знание есть сила».
  2. Важность исследуемого высказывания признавали не только философы 19−20 веков, но и более древнее мудрецы. Сенека, живший ещё во времена Христа, постоянно твердил: «Доверчива безграмотность. Учимся мы для школы, а не для жизни. Глупый, учись».

Но всё же, какой философ первым сказал своё знаменитое «ученье свет, а неученье тьма»? Звали мудреца Екклесиастом, а жил он ещё за тысячу лет до нашей эры. В его трудах, обнаруженных учёными и переведённых исследователями на современный язык, мы находим следующие слова: «Мудрый способен видеть ясно, глупец же ходит во тьме бесконечной».

Упоминание этой пословицы нашло место и в Священном Писании. Именно из него фраза проникла в культуру и язык многих народов и крепко там обосновалась.

Буквальное значение

Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.

Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни».

Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью. Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет.

Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.

Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.

«Знание – сила»

Так говорил Ф. Бэкон – один из деятелей Нового времени. Он был настолько активным и энергичным товарищем, что даже умер, проводя научный опыт. Наш мир вполне бы мог подписаться под его словами. Реальность подчиняется профессионалам. Они разрабатывают новые гаджеты, пишут книги и тексты в Интернете (журналисты, например). Мир вертится вокруг тех, кто знает нечто.

Если же человек ничему не учится, то он не то что успеха в жизни не достигнет, он всю жизнь будет рабом системы и других людей, поэтому «учение – свет, а неученье – тьма».

Правда, если быть до конца честными, то следует сказать, что человек, который успешно учится, не обязательно станет большим и важным начальником. В России реальность такова, что «умниками» часто, наоборот, управляют другие.

А весь секрет в том, что у последних влиятельные родители или другие родственники. Таким образом, участь образованного человека в России – осознавать свою незавидную долю, страдать, плакать и понимать, как дела обстоят в мире.

Конечно, это слабое утешение для тех, кто считает, что поговоркой «учение – свет, а неученье – тьма» можно мотивировать. Но поверьте, лучше осознавать свое существование, сделать его светлым, чем блуждать в темноте и думать, что так оно и надо. Однако мы отвлеклись. Переходим к значению.

Трактовка

Собственно, тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать это значение. Слова «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл имеют такой: образование – это хорошо, а отсутствие оного – плохо. Причем в наше время это особенно актуально. Социолог Урлих Бек в книге «Общество риска. На пути к новому модерну» замечал, что в современном мире очень высоки требования к людям.

Высшее образование (У. Бек ориентирован на Германию, естественно) является минимальным условием какой-либо успешности человека в современном социуме. Примечательно то, что и в России, и в Германии существует некоторое перенасыщение рынка специалистов с высшим образованием. Для такого количества кадров нет рабочих мест.

Это справедливо и в отношении родины Пушкина, и в отношении родины Гете.

Об образовании в России

Вообще, еще В.В. Путин сказал, что хватит выпускать уже экономистов и юристов, их и так уже слишком много. Но вузы не услышали директиву президента и продолжили готовить никому не нужные кадры.

Поэтому новоиспеченные специалисты после выпуска занимались чем угодно, кроме той деятельности, которой обучались.

Ладно, всем известно, что у нас две реальности: одна – в действительности, а другая – по бумагам.

Афоризм «учение – свет, а неученье – тьма» дает, безусловно, правильный вектор развития, но многие, ввиду странного требования о том, что даже у уборщицы в России должно быть высшее образование, идут его получать, не особенно заботясь о свете, который одолеет и развеет тьму.

«Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак»

К современной трактовке классического афоризма можно относиться как угодно. Например, можно сказать, что это шалость. А можно воспринимать эту мысль как некоторый символ времени. В сегодняшней Японии одна из самых популярных причин смерти – переутомление. А еще жители Страны восходящего солнца постоянно учатся – это непременное условие их профпригодности.

Поэтому иногда действительно лучше остановиться и оставить приятный глазу и сердцу полумрак. Другими словами, афоризм «ученье – свет, неученье – тьма» (пословицы вообще, надо сказать, ориентируют человека правильно) верен, но к нему, как и ко всему на свете, нужно относиться осторожно.

Кроме того, надо признать и еще один малопривлекательный факт: и в России, и в любой стране мира есть люди, неспособные к обучению. К сожалению, их удел – вечная мгла.

Читайте также:  Поэма н.а.некрасова «дедушка»: тема, идея, основная мысль произведения

Источник: https://znaivse.biz/obrazovanie/uchene-svet-a-neuchene-tma-25-10-2018.html

«Ученье свет, а неученых тьма»

Прецедентными называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников и современников (по Ю.

Караулову).

К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных текстов, отвечающие требованиям, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное.

Прецедентные тексты активно используются всеми носителями данного языка и данной культуры, но далеко не все из них достаточно точно и адекватно понимают их. Иногда мы понимаем значение, даже если не читали исходный  текст, откуда взято выражение.

Владимир Елистратов, профессор МГУ, считает:  «У любого народа существуют свои сакральные тексты. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» есть у индусов, дальше по списку. У нас есть русская классическая литература, это та скрепа, которая соединяет поколения. Любой человек в России знает «Мой дядя самых честных правил», даже если он не может продолжить. Так же, как

любой американец знает одну строчку из национального гимна и одну строчку из конституции. Нас соединяет именно то, что мы знаем эти отдельно взятые строчки».

            Судя по тому, как было выполнено это задание, нас (пока еще!) многое объединяет.

            Приводим текст задания:

Какие крылатые выражения (фразеологизмы, часто повторяемые цитаты из литературных произведений, кинофильмов, анекдотов и т.п.) послужили основой для преобразованных из них следующих предложений?

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

3) Хороший английский до Кембриджа доведет.

4) И один в поле воин.

5) Ученье свет, а неученых тьма.

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

7) Князь Юрий Близорукий.

8) Партитуры не горят.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

10) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

(задание Милославского И.Г.)

Дадим 2 комментария: во-первых, не стоит относиться к этому заданию как к «не имеющему отношения к ЕГЭ». Да, именно такой формулировки нет (а жаль, мне кажется).

Но задание А30, например,  требует определения лексического значения слова, проверяет знание деления лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, а задание В8 – требует анализа средств выразительности.

Во-вторых, прецедентные тексты объединяют поколения, важно чувствовать свою причастность культуре.  

Разгадывать эти литературные   загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения. Многие хорошо справились с заданием:

Гармс Екатерина (г.Омск), Попова Юлия (г.Томск),  Андриенко Артем (г.Крымск), Зуевская Анна (г.Мурманск), Чекменев Кирилл (Орудьево), Деревенских Антонида (Евгащево), Царев Евгений (Булгаково), Даничева Дарья (Конышевка), Екатерина М. (Санкт-Петербург).

 Екатерина М (Санкт-Петербург) дала очень подробные комментарии. Приводим ее работу с небольшими изменениями и дополнениями:

1)Рожденный ползать, куда ты лезешь?

Рождённыйползать — летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)

Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят. 

Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у неё столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т.д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет, — спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

(И. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» – о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной.

Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:

…Столетье промчалось. И снова,

Как в тот незапамятный год –

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд…

Но кони – всё скачут и скачут.

А избы – горят и горят.

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.

Язык до Киева доведёт. (Пословица.)

Историк Ключевский О.В.  в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (http://dslov.narod.ru/pos/p83)

4) И один в поле воин.

Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.

Один в поле не воин – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.

Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

5) Ученье свет, а неученых тьма.

Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)

О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется  «неучению» как тупиковому пути.

— Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат».)

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

Разворачивайтесь в марше!Словесной не место кляузе.Тише, ораторы!Ваше слово,товарищ маузер.Довольно жить законом,данным Адамом и Евой.Клячу историю загоним,Левой!Левой!Левой!

Вл. Маяковский,  «Левый марш».

Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя: 

Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.

7) Князь Юрий Близорукий.

Не видит то, что происходит перед носом, искажённое Юрий Долгорукий.

8) Партитуры не горят.

«Партитуры не горят» – так называется цикл передач, в которых рассказывается  о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик

Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».

Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928- 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 – 1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:

– Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.

– Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил мастер, – потому что я сжег его в печке.

– Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят. – Он повернулся к Бегемоту и сказал:

– Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.

Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

«Не хочу учиться, хочу жениться» – слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.

«Заветы Ильича»:

«…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…

«…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…»

Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

 10)Служить бы рад, прислуживаться тоже.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» – слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Честная работа, служба на благо Отечества – исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность,  «прислуживаться тошно» – нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти,  быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

            Согласитесь, интересно? Нас многое объединяет: культура, праздники, место, где все мы живем, но главное – язык. Давайте объединяться, изучая русский язык.

Источник: http://www.ug.ru/article/31

Ученье свет, а неученье тьма – это… Что такое Ученье свет, а неученье тьма?

  • Ученье – свет, а неученье – тьма. — Ученье свет, а неученье тьма. См. УЧЕНЬЕ НАУКА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • ученье свет, а неученье тьма — Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание… Тургенев …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
  • Ученье свет, а неученье тьма — Ученье свѣтъ, а неученье тьма. Ср. Мой сынъ учись ученье свѣтъ, А неученье тьма; А жизнь на все ужъ дастъ отвѣтъ, По своему сама. В. С. Курочкинъ. Завѣщаніе. Ср. Ученье не только свѣтъ, по народной пословицѣ, оно также свобода. Ничто такъ не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
  • Ученье – свет, учёных – тьма — (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии людей с высшим образованием, с учёной степенью …   Живая речь. Словарь разговорных выражений
  • Ученье – свет, а неучёных тьма — (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии необразованных людей …   Живая речь. Словарь разговорных выражений
  • СВЕТ — муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от… …   Толковый словарь Даля
  • ТЬМА — 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… …   Толковый словарь Ушакова
  • тьма — 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… …   Толковый словарь Ушакова
  • ТЬМА — 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… …   Толковый словарь Ушакова
  • СВЕТ — (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… …   Толковый словарь Ушакова

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/255430

Ученье — свет, а неученье — тьма — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Читать около 13 мин

Ученье — свет, а неученье — тьма (А.Суворов)

Почему важно быть образованным человеком?

Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его. (Виктор Гюго)

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (Владимир Иванович Даль)

Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной. (Чернышевский Н.Г.)

Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов.

Образовать себя — совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием — чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром.

Как можно это описать?

Да, в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет.

Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную — критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.

Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт — то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни. Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо — глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на эту самую нашу советь.

Читайте также:  Пословицы к басне «стрекоза и муравей»

К тому же, как мы писали в статье «Ликвидация управленческой безграмотности — залог развития общества!».

Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать:

  • Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки — бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «толерантности» — умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «толерантность» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.
  • Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью, поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
  • Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления, поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
  • Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования, что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.

Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.

Как можно видеть знание фактов — лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

Образованный человек — обязательно читатель

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам.

По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния.

Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это — воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой.

Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети.

Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге — она учит нас творить!

Источник

Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным — это,в первую очередь значит научиться учиться, и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.

Источник

Это, как говорится, общие постулаты. Всё всегда проверяется на деле, благо подвернулся повод.

Что знают жители Петрозаводска о творчестве М.Ю.Лермонтова?

В канун 200-летия со дня дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова интернет — издание «ТВР-Панорама» провели опрос среди молодежи города Петрозаводска с целью узнать, а что они они знают и помнят из школьной программы о творчестве поэта.

Результат, конечно, «впечатляющий», поэтому мы приводим данные опроса полностью.

Молодёжь Петрозаводска не может прочитать ни строчки из Лермонтова и путает факты.

Портал «ТВР-Life» провёл опрос на улицах

200-летие — прекрасный повод спросить у вас, дорогие читатели, — знаете ли вы на самом деле, кто такой Михаил Лермонтов. Поэт. А ещё? Конечно, знаете, не сомневаемся.

И всё же, на всякий случай, попросили петрозаводскую компанию «Карелия в цифрах» опросить 100 человек, да помоложе, и выведать — знает ли петрозаводская молодежь «наше второе все». Они и опросили.

Результаты опроса перед вами.

В объятья наших партнёров из компании «Карелия в цифрах» попали 40 молодых людей и 60 девушек. Возраст от 15 до 29 лет. Опрос проводился на улице, вопросы задавали и простые, и сложные, для некоторых. Чтобы было интереснее, придумали варианты ответов.

Кто такой Михаил Юрьевич Лермонтов?

Ура! Все 100 наших респондентов идентифицировали его как поэта, писателя, классика русской литературы. Спасибо, что никто не назвал поэта космонавтом или бизнесменом.

Знаете ли вы, когда юбилей Лермонтова?

Оказывается, большинство не знает. 90 человек так и ответили — «Не знаю». Что ж, простительно — Лермонтова на государственном уровне любят не так, как Пушкина, обратного отчёта до его дня рождения не проводят. Зря он все же когда-то написал «страна рабов, страна господ».

Сколько лет исполняется со дня рождения Лермонтова?

Ответ «Не знаю» (77 человек ответили именно так) нас огорчил. Только 17 человек вспомнили про 200-летие. Были и те, кто назвал цифру 100.

В каком возрасте погиб поэт и почему?

Все знают, что поэт Пушкин погиб на дуэли. А вот, что и Лермонтова постигла та же участь — известно, оказывается, не всем. А ведь мы даже варианты ответов предложили.

Оказывается, только 38 человек из 100 вспомнили про дуэль, после которой в 26 лет поэт и скончался.

Любопытно, что 26 человек (каждый четвёртый!) клюнул на нашу ловушку и ответил, что Лермонтов трагически упал с обрыва в Пятигорске в 43 года. Эх, вы…

Что сделал для Лермонтова Николай Мартынов?

И тут снова промашка. То, что именно этот бравый офицер, над которым поэт периодически посмеивался, убил великого поэта, знает всего 17 человек. 32 же считают, что Мартынов был другом Лермонтова и во всем ему помогал. Да уж, дружок. Некоторые вспомнили и про жену поэта, которую Мартынов увёл у поэта. Было бы кого уводить, не был классик женат.

В каком районе Петрозаводска находится улица Лермонтова?

Здесь всё сложно. О том, что эта улица разлеглась на Кукковке, если точнее, Старой Кукковке, нам поведали только девять человек. Победил традиционный ответ «Не знаю».

Какие произведения Лермонтова вы знаете?

Здесь мы плакали. Плакали, потому что 47 респондентов (почти половина) не вспомнили ни одного произведения поэта. Ни одного! 36 назвали «Героя нашего времени», 11 — «Бородино». Были и ошибочные ответы. Например, кто-то вспомнил «Шерлока Холмса». Пятёрка вам от Конан Дойля.

Какие из этих произведений написал М.Ю.Лермонтов?

Этот вопрос мы задали, чтобы немного улыбнуться. Только вот впору грустить после полученных ответов. В таблице все видно. Поблагодарим лишь тех 42 человек, которые нас раскусили. Про остальные ответы — как говорится, без комментариев. И снова привет от Конан Дойля.

Прочитайте хотя бы две строчки вашего любимого произведения Лермонтова?

72 человека не смогли прочитать даже нелюбимые строчки. Уж «Прощай, немытая Россия», «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» или «Белеет парус одинокий…» могли бы вспомнить. Не вспомнили.

И что же в итоге? А в итоге констатация факта — поэта Михаила Лермонтова, которого не без оснований, называют нашим вторым великим поэтом (если бы не погиб так рано, мог бы и побороться за звание первого) молодое поколение знает плохо.

Всем известно только то, что он поэт, а вот процитировать классика или блеснуть знаниями его биографии могут немногие. Господа многие, бросьте важные дела и посвятите хотя бы часок Лермонтову. Когда ещё, если не сейчас. Вам же лучше.

Наше второе всё!

Про Лермонтова говорили, что у него яростный талант. Когда Лермонтову было 23 года, убили Пушкина. Убийство было некрасивым, скандальным, смешным, замешенным на адюльтерном (супружеская неверность, измена) бульоне.

После первого шока пошли анекдоты, хихиканья и рассудительные рассуждения светских бабёнок о том, что «вольно же было такому уроду на красавице жениться, какое право он имел её ревновать, а Дантес — такой интересный господин».

Каждому было приятно макнуть в родную грязь гения, чьё интеллектуальное и творческое превосходство так долго подавляло почтенную публику. А гений — он такой же, как все, и кишки у него в дыру на пузе, как у всех, лезли, и морошки он перед смертью просил…

Человек может жить в окружении мелкой пошлости, ежедневно примиряясь с ней, но при виде пошлости, читающей самодовольные нотации над телом мертвого льва, ярость может сорвать паровой клапан.

Источник

Спустя несколько дней Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Ну, то самое, всем известное:

Стихотворение было сочтено очаровательным, разошлось в списках, но многие, однако, поругивали Лермонтова за то, что тот в таких жёстких выражениях порицал Дантеса: «пустое сердце», «ловец чинов» — к чему такое неуважение? Да и светское общество тоже слегка обиделось на «свет завистливый и душный», «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд». Когда Лермонтову донесли эти мнения, он дописал к своему стихотворению ещё 16 строк. Вот этих.

Трон отреагировал моментально.

И Лермонтова сослали на фронт военных действий, на Кавказ, где в 1841 году, на дуэли, в 26 лет, в самом начале творческого пути, Россию покинул, пожалуй, самый талантливый поэт и писатель, потенциальный гений всепланетного и всесовременного уровня вроде Шекспира и Данте.

Скорость и сила, с которыми ежегодно раскрывалось новыми сторонами его дарование, не позволяют в этом сомневаться даже самым горячим критикам лермонтовского творчества — они могут лишь порицать его мысли, но не могут усомниться в его мощи.

(Источник)

Литература как духовная скрепа

Фотография: Юрий Машков. ИТАР-ТАСС Источник

Вот мнение специалиста о том, какое образование в области литературы и русского языка получают школьники. Учитель литературы Эдуард Безносов заявляет, что только написание сочинения в форме ЕГЭ не заставит школьников засесть за чтение книг:

(Источник )

Заключение

Без полноценных знаний по литературе и русскому языку вырастают поколения людей, которые не могут связно выразить свои мысли.

Сегодня истинность и ценность — понятия мифологические, как сказал по радио один современный философ. Существуют только цели и способы их достижения. Деньги стали вершиной ценностной шкалы, и это уже никто не скрывает. Между тем в русской литературе тема денег всегда была трагической и немножко стыдноватой.

Рынок существовал всегда. Но рыночной идеологии на Руси никогда не было. Были корыстные люди — почитаем Александра Островского.

Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги — это не самое главное. Если русский переставал так думать, он сразу превращался в преступника.

Для нашего человека очень опасно нарушение ценностной шкалы, потому что тогда он обязательно рухнет в самую бездну.

Почему мальчики и девочки должны сами выбирать профильные предметы? Это воспитание потребительского подхода к собственному образованию. Культура всегда строилась на том, что она тянет человека вверх.

У писателя Азарова есть замечательные слова

Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет.

Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки.

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, учителя стремятся научить их жить по законам добра. Настойчиво формируют систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, должны являться прочной основной духовной высоты личностей будущих школьников.

Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Источник: https://inance.ru/2014/10/uchenie-svet/

Ссылка на основную публикацию